Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О 44 конференции 05 октября: эпилептоидность и иерархия

Наконец-то мы добрались до этой темы. Скажем так: приступили к ней. Ибо тема тоже непростая и скорее всего, также потребует нескольких занятий.

Начали мы с вопроса – почему, собственно, иерархическое мышление рассматривается в связке именно с эпилептоидностью?
Тут НН начал рассказывать… про слонов.
Точнее – сперва про то, что далеко не всегда даже у животных иерархия определялась одной только силой. Во многих случаях иерархическое положение определялось ещё и опытом. Точнее – его связкой с обеспечением выживания "подчинённых".
И вот тут про слонов.

Слоновье стадо обычно состоит из самок с детёнышами, и основная их задача – пережить засуху, вовремя найдя источник воды. А так как карт и навигаторов у слонов нет – то крайне важно становится помнить все имеющиеся в пределах досягаемости источники, включая опыт ежегодного пользования ими: какие более устойчивы и сохранны в период той или иной погоды, где чаще или реже бывают крокодилы и т.п. И обычно самый расширенный опыт накапливается у самой старой самки, той, которая дольше всех этот опыт "собирала и систематизировала". Поэтому, когда она ведёт стадо к источнику – все идут за ней, зная, что она так или иначе приведёт к воде и все выживут.

Но опыт ее формируется из года в год только за счёт того, что общая задача не меняется. Если бы слонам нужно было в один год искать воду, в другом – траву, в третьем – ещё что-нибудь, эта система бы не срабатывала. Или если они вынуждены были искать воду сегодня в одном регионе, завтра в другом, послезавтра в третьем. А так как изначальная система условий много лет не меняется и повторяется из года в год – то выигрывает "в знаниях" как раз самая пожилая особь.

В эпоху земледелия у людей жизненный опыт формировался примерно по тому же принципу. Возделывая земли и ожидая урожай, люди были вынуждены оставаться годами на одном и том же месте, в одном и том же климате, и их задачи по добыванию еды также сводились к повторяющимся рутинным операциям. Таким образом, жизненный опыт на тему "по каким признакам определять, когда что делать, чтобы урожай был богаче" – набирался у наиболее пожилых людей, которые накапливали "умение давать советы для лучшего выживания" благодаря ежегодной повторяемости задач. Земледелие само по себе циклично, не говоря уже о том, что эта деятельность вообще изначально способствовала большему выживанию людей с эпилептоидной акцентуацией.
Кстати, когда мы с НН после конференции ещё раз вернулись к этой теме – я спросила, что он думает по поводу выражений вида "х.. знает". И мы порассуждали на тему, что здесь вполне может быть историческая отсылка к тому, что "все знает предок, отец (детородный орган), ему может быть известно то, чего пока не знает никто другой".

Так постепенно формировался сценарный постулат "предки - пожилые – всё знают лучше, и их безоговорочно нужно слушаться ". И тут же вырастал ещё один базовый принцип: "Если хочешь выжить – слушайся старших, они знают лучше. Будешь делать что-то поперёк их советов – помрёшь". То есть для того, чтобы спланировать любой шаг, человеку нужно было получить добро сверху, то есть фактически – для жизненной уверенности и комфорта завести себе начальника. Соответственно, для ориентирования в жизни возникла потребность чётко представлять, кто является в конкретном социуме твоим вероятным начальником, и дальше – его слушаться. Ради собственного выживания.
Постепенно у многих устойчиво формировалась бессознательная потребность в том, "кто знает, как надо" (с). Потребность в иерархии как таковой, если хотите. А с годами – потребность и самому побыть начальником, особенно в условиях, где иерархическое превосходство давало власть и связанные с нею материальные дивиденды.

Примерно так закладывались первые ростки иерархического мышления, которое именно в силу "земледельческой природы формирования", в силу условий жизни в многократно повторяемой системе базировалось на тех же истоках, что и эпилептоидность сама по себе.


Причём что любопытно – в описанном выше земледельческом социуме "предки" являлись носителями не столько знаний, сколько технологических приёмов. А дополнительные знания чаще были лишними как "провоцирующие сомнения".
Разумеется, это изложение достаточно схематичное, и нельзя сказать, что все эпилептоиды – иерархически мыслящие. Но можно сказать чуть шире: далеко не каждый иерархически мыслящий человек – эпилептоид, но значительная часть иерархически мыслящих людей наверняка имеют эпилептоидную акцентуацию. Потому что само это мышление зародилось в эпилептоидной земледельческой среде.

Однако иерархическое мышление может иметь и не-эпилептоидная личность: особенно если эта личность "по наследству", путём многократно передающегося из поколения в поколение родительского сценария получала установку типа: "Делай прежде всего то, что тебе велели сверху, тогда выживешь. Делай только то, на что получено благословение старших, тогда выживешь. Не задавай вопросов, не подвергай сомнению, и будешь цел и невредим".

Тот опыт, который приводил к власти и материальным благам, передавался "от отца к сыну" строго поэтапно и дозированно. Причём сыновья ничему не имели права учить родителей: широко известное "яйцо курицу не учит" – порождение именно той самой системы. И таким образом сформировавшийся патриархат – власть старших, власть родителей – встал на пути прогресса, главное условие которого – чтобы дети знали больше родителей.

Но сейчас основной проблемой патриархальной иерархии как раз и стало то, что основное ее условие формирования и поддержания – неизменная система задач, повторяющаяся каждый год – стала пропадать. Условия начали меняться, пожилые люди перестали успевать за новыми навыками, менее ригидная молодёжь осваивала новое быстрее и интенсивнее – в результате власть старших, основная на их большем опыте, обеспечивающим выживание и благополучие, стала расшатываться. Жизненные опыт перестал вести к безопасности и благополучию по умолчанию. Помнится, в начале 2000 годов одной из наиболее частых проблем, с которыми обращались к психологу родители подростков – "как запретить ребёнку сидеть за компьютером". Потому что это были новые знания, родителям неподконтрольные. И жаловались те родители, которые не могли сами этот компьютер освоить и не могли в своей системе позволить ребёнку знать больше, чем они. На бессознательном уровне это было банально страшно, так как по сценарным принципам угрожало выживанию всей семьи.

Людям с эпилептоидной акцентуацией вообще трудно "соскакивать с наработанных рельсов", а при наличии иерархического мышления – трудно вдвойне, так как это, если говорить на языке трансактного анализа, связано со сценарной трансакцией "защищающий Ро – испуганный Ре", и пойти против этой трансакции – по сценарию именно что смерти подобно. Тут встаёт дыбом все бессознательное и все инстинкты самосохранения. Старших, начальников надо слушаться, иначе – беда.

Когда приходится озвучивать такие моменты, многие напрягаются и возражают против наличия такого расклада в своём сценарии, потому что в этом им слышится… оценка вида "ты дурак и ничего не можешь без мамочки". Но опять же – это не вина, а беда человека. И потом – это проблема не сознания, а бессознательного и внутренней цензуры, то есть как бы человек ни хотел это поменять (даже если обнаружит в себе нечто подобное) – вряд ли он сможет окончательно это сделать без сторонней консультативной помощи.

И это только поверхностная часть разговора про иерархическое мышление, продолжать будем на следующем занятии.


Tags: иерархическое мышление, наши скайп-конференции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 50 comments