Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О 51 конферении 07 декабря: 7 шкала MMPI - психастения, продолжение

Я, честно говоря, вчера понадеялась, что сегодняшний отчёт писать мне будет легко. В смысле – он будет недлинный, так как планировались ответы на вопросы. Но прямо по ходу конференции поступило предложение все же продолжить "теоретическую часть", а потом уже переходить к вопросам: так как НН собирался изложить данные, нехватка которых вопросы и вызвала.
В общем, конспект теперь у меня длиннее, но – какая же вчера была классная конференция. Вот я сама сто тысяч раз слушала про психастению и обсуждала ее с НН, и то у меня до сих пор ощущение, что сложился большой и сложный паззл.

Начали мы продолжение теории с происхождения психастении как акцентуации. И опять с тех же первобытных людей, среди которых наряду с решительными и быстрыми охотниками (импульсивность), с шаманами и учителями (истероидность) и с теми, кто способен делать что-то долго и сперва безрезультатно, никуда не сворачивая (эпилептоидность) – нужны были следопыты. Те, кто умеет наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы и формировать прогнозы. Условно говоря – те, кто может предсказать, кто выскочит из-за ближайшего куста: мамонт или саблезубый тигр, и к чему быть готовым даже самым быстрым и решительным охотникам.
Это и были психастеники.

Мы ещё говорили потом, что во многом психастения имеет свои возможности в силу высокой сензитивности (восприимчивости), и там, где психастеники полезны, их берегут, в том числе учитывая эту самую восприимчивость. Более того, в первобытных племенах именно психастеники были основными вождями, так как могли предсказать, как и где можно добыть пищу.

Но с переходом к земледельческой системе качества психастеника стали неактуальны. Более того: мы подробнее обсуждали вчера, почему психастеник плохо вписывается в иерархическую систему. Кроме того, что ему постоянно нужна новая информация (а информация – в порожденной земледелием иерархической системе привилегия старших, а кто хочет постоянно учиться и никак не скажет "теперь я знаю всё и сам могу учить" – тот вечный Дурак), человек думающий и анализирующий – опасен для иерархической системы как таковой. Ибо в этой системе поклоняться иерарху полагается бездумно, просто потому, что так положено. Слушаться старших тоже полагается бездумно, даже если старшие несут, мягко говоря, не самую логичную информацию. И если у кого-то в отношении подобных устоев возникают вопросы типа "А почему так надо, какие к этому логическое основания?" – это становится угрозой для позиции иерарха, потому что как только так начнёт думать один – к нему может присоединиться второй, пятый, десятый, сотый… и так далее. В том числе и поэтому всех, кто имеет тягу к такому анализу, в социумах, основанных на жёсткой иерархии в любых видах, объявляют инакомыслящими, а то и сумасшедшими, и прячут в соответствующие учреждения, лишая дееспособности и как бы отвращая остальные массы от того, чтобы прислушиваться "к этим ненормальным".

Потом, довольно часто психастеник, пользуясь своими способностями, неожиданно для себя может стать неформальным лидером, и люди пойдут за ним, а не за лидером официальным, который ничем своё лидерство не подкрепляет. Этим тоже носитель психастении может быть опасен для иерархической системы.

Да и вообще человек, который может "предсказывать будущее", довольно часто пугает людей, и его считают "опасным для общества" и уничтожают – особенно если его прогнозы начинают сбываться. Опять же, подобное уничтожение происходит чаще всего там, где "предсказывать" может лишь тот, кто облечён достаточной властью, а не какой-то там вечный Дурак.

И ещё интересная тема – "внутренний стержень" психастеника. Говоря в общем – это его внутренняя мораль. Говорят ему, например, "иди и убивай" – если он считает, что убивать нельзя, то он не пойдёт. Он способен ослушаться любого начальника, предлагающего ему то, что расходится с его собственными представлениями о допустимых поступках, в том числе с его личными прогнозами "Если я это сделаю, плохо будет всем, и в том числе мне самому". На конференции мы вспоминали известную ситуацию с Евгением Примаковым, который ослушался приказа и развернул самолёт, лишившись таким образом поста премьера. Кстати, вот ещё момент: если того же эпилептоида или истероида можно напугать лишением "иерархических благ" типа потери должности или зарплаты, то психастеника – много сложнее. Потому что у него свой внутренний баланс, и если со своей точки зрения от "ослушания" он выигрывает для себя больше, чем теряет – запугать его будет невозможно.

Но как следование своим внутренним принципам сочетается с довольно частой у психастеников оценочной зависимостью?..

К сожалению, пока на человека с "врождёнными свойствами следопыта" довольно часто начинает влиять общество, заточенное в основном под иерархию. Общество переворачивает систему ценностей такого ребёнка и начинает активно принижать его достижения и способности. Мы вспоминали про хрестоматийных Петрова и Сидорова, которым все же планируем посвятить если не серию постов в ЖЖ, то один большой пост как минимум: как получается так, что человек, обладающий, допустим, способностью к аналитическому мышлению, оказывается худшим учеником, чем тот, кто способен посмотреть, воспроизвести по памяти и забыть, так и не поняв сути. Но тем не менее до сих пор в школах умение "отвечать быстро" ценится много выше, чем умение "рассуждать медленно". Здесь у меня ещё личное больное место, как у матери ребёнка-психастеника, прошедшего через горнило ЕГЭ.

В итоге у большинства детей с психастенической акцентуацией в результате полной потери социальной ориентации складывается установка: "Поступай не так, как говорит тебе твоя внутренняя мораль и логика, а так, как принято, так, как считается правильным: тогда тебя не побьют". Не забудем ещё и то, что для психастеника то, что его бьют (в том или ином виде), воспринимается особенно болезненно в силу его высокой сензитивности. Но здесь как раз сложно будет говорить о возможности формирования "личностного стержня": как минимум до тех пор, пока психастенику придётся цепляться за имеющиеся внешние ориентиры, пусть и малопонятные и малоприемлемые для него.

В результате один из самых частых вопросов психотерапевту – это "как правильно поступить в том или ином случае". При том, что окружающая среда тренировки на эту тему, как правило, не даёт. Не всегда понятно, побьют тебя за тот или иной поступок или дадут конфетку: причём иногда конфетка за то, что внутри себя человек считает "неправильным", воспринимается едва ли не большей травмой, чем битьё за поступок, который внутри себя ощущается как "правильный".

Вот, пожалуй, только небольшая часть того, о чем мы говорили на конференции. В следующее воскресенье перейдём к вопросам: как к тем, которые уже были заданы (и до них просто не дошла очередь), так и к тем, которые наверняка будут заданы после вчерашнего занятия.

Tags: иерархическое мышление, наши скайп-конференции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments