Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О 54 конференции 11 января: психастеник в современном мире, психастения и иерархия

Вчерашняя конференция поставила рекорд по длительности: полтора часа плотной активной дискуссии! Я в таких ситуациях обычно вроде бы пишу "Встреча прошла в тёплой дружественной обстановке" "Работа была активной и я ничего не успела законспектировать", но в этот раз будет иначе, потому что много записывать мне и не пришлось: НН начал со старой истории, которая приведена ещё на сайте. История - про Петрова и Сидорова (такими условными фамилиями в статье наделены представители психастенической и импульсивной акцентуаций). Разве что она обросла некоторыми подробностями. С этими подробностями ее я здесь и приведу.


Представьте себе школьный класс: в средней школе. Идёт урок математики, на доске написана задача. Причём урок ведёт учительница незнакомая, новенькая, замещающая "штатную" коллегу. Ученик Петров, который занимается математикой помимо школы, собирается в соответствующий ВУЗ и уже ходит туда на подготовительные курсы, видит, что он легко решил бы эту задачу сразу двумя, тремя, а то и пятью способами. И тут его вызывают к доске. Петров понимает, что учителю нужен только один способ решения. Но какой из всех найденных будет лучшим? Причём для конкретного, незнакомого ему учителя? Он этого не узнает, пока не испробует в голове все пять. Поэтому Петров медленно идёт к доске, медленно берет мел, вертит этот мел в руках... и молчит. Он крутит в голове имеющиеся у него варианты и пытается выбрать из пяти способов один, наиболее подходящий в данной ситуации. А тем временем потерявший терпение учитель, который способностей Петрова не знает, ставит ему "два" и вызывает ученика Сидорова. Ученик Сидоров в это время как раз играл с соседом по парте в «морской бой» и, только услышав собственную фамилию, вскочил, не понимая, чего от него хотят. Однако туг же сориентировался в обстановке, быстро посмотрел в тетрадь другого соседа, увидел там решение задачи - и, стараясь не забыть увиденное (разумеется, абсолютно не понимая смысла), Сидоров пулей летит к доске и быстро записывает то, что запомнил. Учитель довольно смотрит на доску и говорит: «Молодец, Сидоров, пять! А ты, Петров, учись!»

А дальше мы как раз говорили о том, что для большинства учителей, особенно со спецификой реакций Петрова незнакомых, его поведение у доски никак не будет выглядеть "успешным". А учителей, с такой спецификой знакомых, так называемая "тупость" Петрова будет вероятно раздражать – хотя бы потому, что он никак не вписывается в общепринятые рамки урока. А самое главное – ему везде и всюду, от семьи до школы, повторяют: "Вот учись у Сидорова. Тот выглядит, ясное дело, куда успешнее: реагирует быстро, отвечает сразу (пусть и не всегда правильно), за словом в карман вообще никогда не лезет, да и за действием тоже. "Вот, Петров, стань таким же – и всё у тебя получится!" Здесь разумно вспомнить старую инет-байку про "мышки, станьте ёжиками".

Как Петров может учиться у Сидорова? Только наблюдая за ним и анализируя. Но когда он начинает делать то же самое, что и Сидоров – например, открывать ногой дверь класса и так далее, - он выглядит не "круто", а смешно, и именно ему за этой дверью при этом непременно попадается директор школы. К выходкам Сидорова уже все привыкли и относятся к нему снисходительно (Кстати, такой Сидоров часто спортсмен и "зато защищает честь школы"), а когда то же самое начинает откалывать тихий Петров – ему достаётся и за себя, и за всех Сидоровых. Тогда Петров думает, что, наверное, у Сидорова есть какие-то тайные знания, раз он так успешен при всех своих выкрутасах, и решает познакомиться с Сидоровым поближе, чтобы эти знания выведать. Как правило – он стремится завязать с Сидоровым дружбу. Кроме того, такой друг и защитит в случае чего, пока сам Петров будет чесать в затылке и думать, что делать, не так ли?

Но Сидорову такая дружба выгодна только в одном случае: если он в ней будет главным. И формально создаётся связка, в которой вроде бы обоим удобно: Сидоров получает "повышенный статус", а Петров – решение (?) своих проблем. Но со временем у Петрова возникает чувство, что проблем только стало ещё больше, и он пытается вырваться из этой зависимости: но Сидоров тут же организует некое действие, в результате которого Петров садится в лужу (например, пойти куда-нибудь и выбрать что-нибудь, а потом, вне зависимости от результатов выбора, сказать, что выбор был неправильный). А потом нужно сказать – "Ну вот видишь, ничего-то ты не можешь без меня!"

Такая связка обычно существует до конца школы, а потом Петров идёт в институт, а Сидоров – в армию; и если они встречаются лет через пять – им уже де-факто и поговорить не о чем.

Да, мы ранее говорили о том, что психастеник в школе может стать и лидером, более того – до эпохи земледелия именно такие люди, с исследовательской и аналитической "жилкой", становились ни много ни мало – вождями племён. Но как и почему это изменилось и что обычно происходит с Петровыми обоих полов после школы – это уже будет тема следующего занятия.



Tags: наши скайп-конференции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 39 comments