Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О 55 конференции 18 января: "Психастеник в современном мире, психастения и иерархия - продолжение"

Сегодняшний конспект снова будет относительно короткий: так как дискуссия была довольно активная, непростая и тем самым очень интересная. Но записать всё было просто нереально.

Если кратко – мы разбирали, что с нашими условными Петровым (психастеником) и Сидоровым (импульсивным) происходит после окончания школы. А ещё конкретнее – то, что происходит именно с Петровым, раз уж мы о психастении. Потому что довольно часто, прервав дружбу с Сидоровым-школьным товарищем, такой Петров или Петрова для новых дружеских, а чаще – интимных и любовных отношений выбирает очередного Сидорова (Сидорову).

Во время конференции участники спрашивали, зачем Петрову очередной Сидоров, не проще ли научиться думать самому (самой)? И НН сказал, что здесь, как правило, такому Петрову мешают два фактора: первое – он полагает (ориентируясь на свою систему мышления), что Сидоров, который умеет быстро принимать решения, так же несёт за них ответственность и принимает эти решения после столь же вдумчивого анализа, как и Петров, только быстрее. И у него не грех поучиться такому умению (то, что подавляющее большинство Сидоровых просто не тратят время ни на какой анализ и руководствуются известным "что тут думать – трясти надо", многим Петровым просто не приходит в голову: они искренне не понимают, как это – не думать?) А второе, что мешает Петрову не попадать в новую "сидоровозависимость" – то, что у большинства таких Петровых их собственная способность думать с детства заколочена глубоко внутрь и названа "тупостью и ненормальностью". И в первую очередь это делают родители.

Вот здесь мы подошли к проблемам родительских сценариев: потому что пары Петров-Сидорова или Петрова-Сидоров образуются довольно часто, и когда у них появляются дети, самое проблемное место воспитания – когда родитель-Сидоров занимается воспитанием ребёнка-Петрова, которого будет "лупить, как сидорову козу": не столько физически, сколько ментально. Потому что данный ребёнок - неправильный, не такой, как все, тупой, медлительный и ещё, не дай бог, непослушный.

Здесь надо конкретизировать ещё одну важную ведь: все вышеописанные проблемы происходят, как правило, в иерархическом социуме. То есть проблемность Сидорова в отношении Петрова не столько в том, что он импульсивный и Петрову антагонист, сколько в том, что у него иерархические претензии (помните известный термин "ВЫСОКОпримативность"?), которые Сидоров реализует в первую очередь за счёт Петрова. И если в паре Петров-Сидоров (любого пола) нет иерархического компонента и есть развитый Взрослый – то эта пара может превратиться в хорошо сыгранный тандем "тактик - стратег". Причём "главным" (сознательно беру это слово в кавычки) в ней будет Петров (как способный давать аналитические прогнозы на будущее). А Сидоров будет решать проблемы, требующие быстрого реагирования "здесь и сейчас" (причём решать в том числе на основе прогнозов Петрова). И таким образом данный тандем избавится от проблем и семёрки, и четвёрки.

Но для этого опять же нужно чрезвычайно много: чтобы между такими супругами не было иерархии и чтобы у обоих был ведущий внутренний Взрослый.

А так как это бывает чрезвычайно редко – то куда чаще Сидоровы опять же иерархически реализуются за счёт Петровых. В том числе родители – за счёт детей. Для каждого ребёнка в первые годы жизни родитель - эталон и безусловный ведущий, и когда этот эталон начинает ребёнка прессинговать – хотя бы за то, что "ты тупой и вечно копаешься" – единственной нишей ребёнка "заработать безусловную любовь родителя" становится главный критерий качества детей в иерархическом мире: отличная (по оценкам учителей) учёба и назначенное отличным поведение. Ибо подобный родитель, как правило, иерархичен, и только тем, что он будет считаться "самым лучшим родителем, выдавшим все-таки не бракованную, а качественную продукцию", можно его задобрить и смягчить его агрессию в адрес ребёнка. Но чуть только ребёнку стоит допустить минимальный промах – например, получить пятёрку с минусом, – тут же в его адрес следует не соответствующий проступку выплеск агрессии. И в результате такой ребёнок, во-первых, приобретает гиперответственность (ибо привыкает, что ругают его за всё, а значит, он за всё и отвечает?), а во-вторых, становится крайне зависимым от оценок, а то и вообще перфекционистом. Но это темы наших последующих конференций.

Кстати, от такого ребёнка требуют каких-то достижений, но никогда за них не хвалят: потому что-де "Это и так твоя обязанность, ты это ДОЛЖЕН". А если ты что-то сделал не так – вот тут тебя поругают, потому что ошибаться ты не должен, не имеешь права!..

А самое страшное – что иерархически мыслящий родитель, делая из ребёнка отличника, в то же время боится следующего: если ребёнок будет "слишком умным", со временем он может сместить его, родителя, с руководящей позиции. Поэтому ребёнку делают даблбинд, вилку: с одной стороны – обязан все знать, а с другой – нечего гордиться своим умом, нельзя выделяться, а если ты лишку умный – то ты ненормальный, и куда ж ты в этом мире без меня, родителя! Поэтому слушайся меня, и тебя не назовут ненормальным и не заберут в психушку.

Как видите, картина для Петровых с детства по большому счёту складывается довольно грустная. И изучать ее самим Петровым довольно болезненно (так же, например, как женщине, пережившей насилие, довольно долго будет тяжело читать что-либо на эту тему даже в теории). В том числе поэтому мы тему оценочной зависимости и перфекционизма пока отложили на попозже, а в следующее воскресенье поговорим как раз о том, какие есть у психастеника способы и возможности выбраться из этих кругов ада и все же адаптироваться во внешнем социуме, даже в иерархическом.

Tags: иерархическое мышление, наши скайп-конференции
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 28 comments