Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О 63 конференции 29 марта: оценочная зависимость - ответы на вопросы

Мы вчера до перфекционизма так и не добрались. Что, собственно, совсем и не удивительно: потому что оценочная зависимость – такая тема, на которую одного занятия точно мало. Поэтому – огромное спасибо слушателям, которые все же, как можно предположить, справились с давлением того самого внутреннего Родителя и задали вопросы. Не будь этих вопросов – нам бы нечего было обсуждать и мы бы тихо-мирно перешли к перфекционизму, а тема так и осталась бы "недопроработанной".

А обсуждали мы вчера достаточно важные моменты. Например, такой:
аналогия с тем, что оценка – это как аплодисменты и нужно два участника, как две ладони, известна: но как быть, если тот, кто шлёпает "первой ладонью", сам не ждёт, пока вы ему предложите ответно вторую, а просто подходит и хлопает вас… по попе? Ему ладонь не нужна, он по попе вас треснет, и это больно, кстати.

Здесь НН закономерным образом поинтересовался, что заставляет человека подставлять "потенциальному оценщику" даже не ладонь, а более интимную и притом обнажённую часть тела? И тут важно отграничиться от возникающего в ответ ощущения "сам(а) виноват(а)". Потому что как только прозвучало слово "вина" и ее производные – значит, опять, по моей любимой фразе, тот, у кого в голове это прозвучало, может поздороваться в очередной раз со своей внутренней цензурой. Как только пошло ощущение "Этот человек говорит тебе, что ты сам(а) виноват(а) в том, что подставляешь свою попу тому, кто желает по ней треснуть" – вот она, та самая цензура. Потому что у внутреннего Взрослого и у консультативного психотерапевта понятие вины существует только в юридическом поле.

Вообще мы начали с того, что высокую сензитивность (восприимчивость) желательно не связывать с ощущением "всякий, кто высказал стороннее ИМХО, воспринимается как оценщик и его ИМХО акцептируется как оценка". Потому что та же сензитивность позволяет, между прочим, достаточно рано заметить, что некий человек приближается к вам на расстояние удара, чтобы шлёпнуть вас по попе. И вообще странно себя ведёт по отношению к вам. А к вопросу именно оценочной восприимчивости – НН задал вопрос: нравится ли вам, что любой незнакомый человек в вашем восприятии обладает правом ударять вас по попе, то есть ставить вам оценку (чаще всего – отрицательную)? Если нравится – можно заподозрить некие скрытые мазохистские тенденции (именно в ключе последней редакции нашей статьи: удовольствие от того, что кто-то если уж причиняет боль – то и полностью заботится). А если не нравится – то представьте себе человека, который сидит за столом и ест нечто. Если оно ему нравится – он добровольно ест, а если не нравится, но все равно ест – значит, где-то рядом стоит некий надсмотрщик с ружьём или палкой. И если человек не станет это есть, откажется – он получит палкой по голове, а то и пулю из ружья.

То есть в психотерапии не используется подход "сам(а) виноват(а)", там применяется другое: если вы делаете нечто, что не приносит вам в итоге бессознательного удовольствия – значит, есть какая-то сила принуждения, возможно – непосредственно внутри вас. Вам не нравится, к примеру, в каждом человеке, даже прошедшем мимо и высказавшемся в нейтральном ключе, к примеру, о погоде, видеть значимого оценщика – тогда нужно разбираться в том, что или кто вас заставляет это делать. Кто стоит над вашим внутренним Ребёнком с палкой или ружьём? И разобравшись, ружьё или палку у него постепенно отнять, а самого его отправить заниматься своими делами, а не вашими.

Но и этот анализ – не так-то прост, потому что цензура достаточно жёстко защищает свои завоёванные рубежи. Эту стену придётся разбирать медленно, по кирпичику. И тут я вспомнила один общеупотребительный словесный оборот: "*** (называется любой предмет, явление, социальная группа, например – дети, семья, мать/другие родственники и так далее) – это СВЯТОЕ". И, как правило, после данной фразы подразумевается, что любое обсуждение данного предмета, явления или социальной группы должно прекратиться. Почему? И что значит – святое? Видимо, то, что "нужно принимать на веру, без сомнений и упаси боже, без анализа, без каких-либо обсуждений вообще". НН припомнил к слову из классики, что "в рассужденье – корень зла": потому что если рассуждать и анализировать, ничего ж святого (того, что принимается однозначно на веру, без критики и так, как сверху указано) не останется. И тогда действительно "рухнет мир" – тот самый, основанный на иерархических взаимодействиях, на бинарной системе Начальник-Дурак. Поэтому, когда в процессе той же психотерапии анализ затрагивает "святое", то есть то, что цензура не велит обсуждать – собеседник часто даёт негативную реакцию, потому что цензура наказывает за то, что "полезли в святое", делает больно.

Здесь ещё обсуждали, как формируется сопротивление. Когда мы начали анализировать Родительские постулаты, предложенные одной из слушательниц, она написала, что у нее возникает ощущение, словно ее саму в процессе этих обсуждений "бьют по голове": вот, кстати, один из примеров того, как цензура делает больно за то, что полезли "в святое". Потому что формулировки обсуждаются и анализируются Родительские, в том числе вычленяется их логическое несоответствие, а Родитель в это время говорит Ребёнку: смотри, эти люди ТЕБЯ ругают! Они ТЕБЯ критикуют! Как при этом себя будет чувствовать человек с оценочной зависимостью?

Плохо. Он в одном из вариантов вообще закроется, замкнётся, выставит сопротивление и скажет, что "если вы меня будете так ругать, я вообще эту тему поднимать не буду".

И благо, если скажет! (вот почему для психотерапии так ценна обратная связь от клиента). А то и просто замкнётся, потому что Родитель про психотерапевта станет говорить "Этот человек плохой, он ТЕБЕ делает больно", и психотерапевту потом придётся много сложнее – разбираться, в чем причина сопротивления и с какой стороны к нему подойти.

Здесь НН в очередной раз вспомнил старую поговорку про "нас трое: я, ты и болезнь". В психотерапии тоже действуют трое: клиент, психотерапевт и цензура клиента. Двое объединятся – победят третьего. И чрезвычайно важно опять-таки, на чьей стороне будет клиент.

Вот почему так важна информация о том, что происходит в процессе терапии: эта информация является защитой для внутреннего Ребёнка клиента.
Разумеется, это далеко не всё, что обсуждалось. Конференция была очень плотная.

В следующее воскресенье, возможно, все же перейдём к перфекционизму. А для затравки – в этой области существует тоже весьма интересная путаница: по крайней мере, довольно часто перфекционизмом называют вовсе не то, что таковым является.

Tags: наши скайп-конференции, оценки и оценщики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 52 comments