Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О 72 конференции 07 июня: шизоидность, творчество и порядок

Снова я не обещаю полного конспекта вчерашнего обсуждения, потому что оно было активным и плотным, и всего просто не расскажешь. Но одну важную вещь про творчество и порядок все же расскажу.

Как говорит НН, прежде всего важно определиться с терминологией. Что такое порядок? По тем же словарям? Это некая система, структура. И вот тут важен вопрос: чья это структура.

Потому что если, как в старой частушке, "у нашей у кумы всё по новой моде, ложки-вилки во дворе, а дрова в комоде" – это будет личный порядок этой самой кумы, особенно если у неё обеденный стол во дворе, а печка в доме.
Но иерархический социум, одним из признаков которого является бинарность. навязывает систему "порядок-непорядок", где "непорядком" считается любая нестандартная система расположения. Непорядок – это не тот порядок, который считает правильным Начальник.

Ещё вчера отметили, что со словом "порядок" у многих наверняка та же ситуация, как и со словом "оценка": если об этот порядок их все время били головой, то от самого слова может бессознательно начинаться нервная трясучка. А у многих это реально было, вот такие фразы: "Не должно быть ничего важнее уборки в доме", "Лучший порядок в доме – когда словно в нем никто и не живёт", "Ты неряха и свинья" и так далее. Кстати, уборка жилища – рай для изготовления перфекционистов: там всегда хоть к чему-нибудь да можно придраться.

Что ещё замечали – что приказание "уберись у себя" фактически значило "разложи все вещи по системе, которую я считаю правильной", или – "сделай так, чтобы я могла найти у тебя то, что посчитаю нужным".

Дополнительная вишенка на торте – когда уборку делает сам оценщик в отсутствие хозяина. Так, как он считает нужным, конечно же. И при этом нередко, случается, выкидывает много важных и нужных для хозяина вещей. Я до сих пор помню, как бабушка, с которой вдвоём мне пришлось жить в студенческие годы, в моё отсутствие подмела у меня в комнате – и вымела таким образом одну из серёжек-гвоздиков, подаренных покойной тогда уже мамой. Я так плакала, а было мне лет двадцать, не больше. И на следующий же день попросила соседа врезать в дверь моей комнаты замок. Правда, через год, уже после бабушкиной смерти, обнаружилось, что у неё откуда-то был второй ключ от этого замка.

А что касается творчества – тот тут словари оказывают всем большую медвежью услугу: любое определение творчества в словарях – чистый неприкрытый Родитель: " Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового"; "деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца" и так далее, и тому подобное. И выходит, что в данной системе нельзя без внешней оценки: кто будет определять новизну созданных ценностей, идей и прочего? Объективность этой новизны? То, дотянул человек до "кактворца" или ещё нет? Отсюда же – бинарность в отношении к творчеству: либо "ты ещё не дорос творить", либо "я творец и потому практически гений". А в реальности – любое отражение бессознательного человека уже есть творчество. Любой куличик в песочнице, цветочек на обоях, крепость из песка – творчество. И новизна его заключена в самом происхождении: нет двух одинаковых бессознательных, и творчество как отражение конкретного бессознательного – всегда нечто новое, учитывая то, что даже одно и то же бессознательное – вещь не застывшая и меняется.
И для того, чтобы заниматься творчеством, не нужно никаких особых заслуг. Только желание и потребность.

Говоря языком Берна, творчество – это внутренний Ребёнок. А порядок – внутренний Родитель. И вот здесь любопытный момент: в оптимально организованной системе субличностей порядок "на службе" творчества, а не наоборот. Да, художнику нужны вымытые кисти, но не тогда, когда он рисует. А когда порядок (причём чужой порядок, не ваш собственный!) начинает давить творчество, получается нечто вроде "травы синей не бывает, ты оторвался от реальности".

И ещё насчёт порядка и творчества. Одна из участниц сказала, что ей всю жизнь говорили следующее: при каком угодно творческом порыве ты должна вовремя есть и ложиться спать, иначе это творчество ненормально.
И под прессингом такого Родителя, в таких мощных рамках порядка – разумеется, вряд ли какое творчество сможет выжить.

Но мы ещё продолжим эту тему в следующее воскресенье, так как вопросов довольно много осталось. А насчёт "отрыва от реальности" НН здорово про реальность как таковую говорил: что это бесконечно малый промежуток между прошлым и будущим :)

Tags: наши скайп-конференции, оценки и оценщики, про детей и их родителей
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 42 comments