Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О 73 конференции 14 июня: шизоидность, творчество и порядок - ответы на вопросы

Снова выкладываю очень короткий конспект по очень активной и насыщенной конференции.
Просто не успеваю всего записывать; да и не изложишь конспективно все те подробности, которые обычно бывают в таком обсуждении: это нужно записывать всё "пословно и дословно", но тут уж слуга покорный: конференция длится час (иногда дольше), и какого же размера в итоге будет дословный конспект? :)
Поэтому кому интересно – опять же, лучше приходите слушать. А сегодня я набросаю только некоторую часть того, что обсуждали, тезисно.

1. Стандартность мышления можно сравнить с ситуацией, когда в маленьком городке в одном-единственном кинотеатре какое-то время идёт один и тот же фильм, все люди его просмотрели не по одному разу и теперь могут в общении произносить некие цитаты из этого фильма – и собеседник поймёт без озвучивания продолжения цитаты, о чем шла речь дальше. А тот, кто не посмотрел этот фильм – не поймёт.

2. Между крайними точками "порядок – беспорядок" есть масса промежуточных положений, и далеко не всегда беспорядок по чьему-то мнению действительно будет беспорядком. Даже то, что один Родитель привык называть "порядком", может оказаться беспорядком по мнению другого Родителя: например, в одной семье хлеб держат в хлебнице (и считают это порядком), а в другой – в полотняном мешочке, и считают порядком именно это, а тех, кто хлеб кладёт в хлебницу – называют неряхами и прочими нехорошими эпитетами.

3. Творческий подход – это не всегда "отход от стандартов как таковой". Тот рабочий, который прошлым летом замотал стрелку в метро проволочкой вопреки стандартам, и тот рабочий, который смонтировал в очередной упавшей ракете какую-то делать "вниз головой", действовали не как творцы, а как разгильдяи.

4. И вообще творчество – это не "область отрицания всех стандартов", а область, где теоретически важно знать правила, хотя бы для того, чтобы их нарушать. То есть творчество опять-таки не отменяет стандартов, но другой вопрос (если оставаться в иерархическом дискурсе) – что чему подчинено. И оптимально – когда порядок обслуживает творчество, а не наоборот. И если вы рисуете синюю траву – это вот как раз не про порядок, а про творческий подход.

5. Свобода слова обычно бывает там, где никто не обязан непременно прислушиваться ник чьему высказанному слову. И где любое слово может звучать просто как ИМХО, не больше.

А ещё мне всю конференцию вспомнился почему-то вот этот шекспировский сонет в переводе Маршака:

"Уж лучше грешным быть, чем грешным слыть.
Напраслина страшнее обличенья.
И гибнет радость, коль ее судить
Должно не наше, а чужое мненье.

Как может взгляд чужих порочных глаз
Щадить во мне игру горячей крови?
Пусть грешен я, но не грешнее вас,
Мои шпионы, мастера злословья.

Я - это я, а вы грехи мои
По своему равняете примеру.
Но, может быть, я прям, а у судьи
Неправого в руках кривая мера,

И видит он в любом из ближних ложь,
Поскольку ближний на него похож!"


Это и к оценкам, видимо, и к иерархии, и к вердикту "порядок-беспорядок".

А в следующее воскресенье, 21 июня, мы будем обсуждать тему "Шизоидность и талант". Скорее всего, снова поговорим и про "отрыв от реальности" :)


Tags: наши скайп-конференции, оценки и оценщики
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 3 comments