Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О 12 конференции 03 июля: появление первобытной морали и этики

Снова выкладываю краткую версию плана-тезиса НН: но изначальная версия сама по себе весьма недлинна, потому что первую часть конференции мы отвечали на вопросы. Появление вопросов порадовало.
Вообще мы приступаем к достаточно контаминированным, зацензуренным в принципе и потому потенциально достаточно болезненным темам, посему вопросы всегда радуют, если честно.

- Эта тема многократно обсуждалась разного рода философами, журналистами и простыми людьми. Отвечая на вопросы, и мне пришлось написать и потом дополнять статью «Мораль – происхождение и назначение». Однако, определяя человеческую сексуальность, придётся уделить разным аспектам этой темы намного больше времени, чем тому, как оно есть.

Прежде чем говорить о первобытной морали, стоит упомянуть о морали «звериной». Наверное, некорректно говорить об аморальности и негуманности самки богомола, поедающей самца, и некорректно превозносить высокую нравственность и благородство самца богомола, который буквально отдает себя на съедение самке во время спаривания. У животных, ведущих одиночный (не зависимый друг от друга) образ жизни, морали действительно нет. У социальных насекомых выживание сообщества в целом подчас зависит от «жертвенности» отдельных особей. Это тоже иногда пытаются притянуть к понятиям морали.

Но тем не менее мы можем говорить о звериной морали там, где животные живут взаимозависимой группой, и навыки социального поведения передаются методами научения.
Сложная система моральных ограничений существует в стаях псовых, дельфинов и китов, а также у приматов. Все эти знания получены от других родственников методами невербального обучения. Не последнюю роль в формировании запретов играет и система наказаний.

У первобытных людей и, вероятно, палеоантропов всё это тоже было. С появлением вербального канала передачи информации появилась возможность и значительно усложнять «мораль», всё дальше отодвигая её от рубежа Юма.
Естественно, это расхождение произошло не сразу. Я уже говорил, что нередко изучение того или иного явления, особенно социального, осуществляется методом погружения в среду. К сожалению, найти не тронутые цивилизацией, а точнее не контаминированные религиозными проповедниками дикие племена становится всё труднее. Но тем не менее опыт Миклухо-Маклая имеет и современных нам последователей, обученных видеть то что есть, а не то, что дОлжно видеть. Есть сомнения (Дольник В.Р.), что наблюдаемые в настоящее время «дикие» племена не совсем дикие, а лишь «одичавшие» в соответствии с требованиями окружающей среды.

В современных «диких» племенах мы встречаем одежду, прикрывающую мужские гениталии и часто только половой член. Эксперимент американского TV «Голые и Напуганные» показал, что самым сильно пострадавшим от экваториального солнца местом была кожа пениса участника. Но с другой стороны, мальчики не носят такой одежды, и первая примерка часто сопряжена с ритуалом инициации. По крайней мере можно предположить, что в условиях, где климат позволял, наши предки не злоупотребляли одеждой. Прямых свидетельств сексуального поведения первобытных людей эпохи, скажем, палеолита, не осталось. Но вероятно, во многом их мораль можно определить как примитивный материализм.

Тема следующей конференции - Начало социального регулирования сексуальных отношений у человека.

Tags: наши скайп-конференции
Subscribe

Posts from This Journal “наши скайп-конференции” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments