Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Category:

Про вчерашнюю конференцию

Конференция вчера была после достаточно длительного перерыва. И должна сказать – по моим ощущениям, перерыв на праздники был нужен. Возможно, тема курса все-таки достаточно сложная, многослойная, завязанная и на сегодняшний день, и на социально-исторические аспекты; во всяком случае, сложилось впечатление, что к майским праздникам слушатели как-то подустали. А сейчас пришли к продолжению с новыми силами.

А тема была довольно любопытная: иерархическое мышление.


На самом деле не такое уж экзотическое это явление, как принято думать. Встречается довольно часто. Иерархическое мышление – это восприятие мира, при котором человеку чрезвычайно дискомфортно находиться в социумах, в которых нет выраженных лидеров, иерархических лестниц и прочих вещей, которые четко отражают основную максиму: «Ты начальник – я дурак, я начальник – ты дурак». Если кратко - эта максима описывает всю суть иерархического мышления. Да, можно сказать, что человек, мыслящий иерархически, постоянно в жизни стремится «выше и выше»: но проблема в том, что стремится он больше не под действием собственных внутренних мотивов, а под давлением некоего цензурно-Родительского стимула: «Ты должен, должен, должен быть лучше, выше, главнее!» И некто, стоящий с таким «мыслителем» на одной иерархической ступеньке, воспринимается не как партнер и не как коллега, а как соперник, враг, которого нужно подавить, повергнуть и уже потом подниматься выше.

Кстати, любопытная мысль: получается, что люди с иерархическим мышлением не способны к партнерству в семье. Но это уже будет отдельная тема.

И еще любопытный момент, связанный с подобным мышлением – проблемы во взаимоотношениях родителей и взрослых детей. Довольно часто иерархически мыслящие люди становятся потому, что таким образом в их жизни – по крайней мере в существенной ее части! – сразу становится более ясным распределение «кто начальник, а кто, условно говоря, дурак». Конечно, родитель – всегда начальник. Он может быть строгим начальником, который жучит и дрючит, может быть добрым, который холит и лелеет, но начальником он будет ощущать себя однозначно. И для таких родителей едва ли не основная трагедия родительства – в том, что ребенки обычно имеют обыкновение вырастать и претендовать на то, чтобы уважали их как личность, и не держали за, условно говоря, «дураков».

Как уже было упомянуто, иерархическое мышление из-за своей ригидности меняется чрезвычайно трудно. И родители, которые привыкли управлять жизнью новорожденного (хотя, надо сказать, даже новорожденному не лишне давать право на высказывание собственного мнения), внезапно обнаруживают, что их «сладкое дитятко с розовыми пяточками», полностью от них зависимое и им подчиненное, внезапно превратилось в подростка с ершистым характером и претензией на собственное мнение. И эта претензия – вполне, надо сказать, естественная – родителям, мыслящим иерархически, закономерно кажется… претензией со стороны ребенка на роль Начальника (помните, что при иерархическом мышлении практически исключается возможность быть партнерами, сотрудниками и т.п.?) Но тогда в рамках того же мышления выходит, что родителям предлагается роль Дураков? Ну нет, они на это не согласны. И начинается подавление ребенка всеми возможными способами на тему «Яйца курицу не учат». Даже когда ребенок уже не подросток, а вполне себе взрослый человек, родитель все равно продолжает прессинговать на тему «Мама – умней». Потому что в его мировосприятии только таким образом он в собственной семье не окажется в роли Дурака.

Увы, есть еще один способ родителю «долго оставаться Начальником»: максимально оттягивать момент наступления самостоятельности ребенка и возникновения у него собственного мнения. Максимально продлевать возраст младенчества ребенка, время зависимости от родителя и невозможности родителю перечить. Кстати, одним из вариантов реализации этого желания запросто может быть пресловутое «длительное ГВ и кослипинг». Пока ребенок кормится грудью и спит в родительской кровати – он маленький! И в своем восприятии, и в мамином. А пока он маленький – ему непременно нужна «мамина поддержка и утешение в преодолении стрессов»: причем ничем другим, кроме как «маминой сисей», ребенку преодолевать стрессы не предлагается. Таким образом формируется прямая эмоциональная зависимость, ни больше ни меньше. И мама легко может всю жизнь оставаться при ребенке Начальником.

На конференции упоминалось возможное решение данной проблемы: ребенку самому как можно раньше осознавать подобный расклад – и выходить, выпутываться из матрицы родительского иерархического мышления. Учиться мыслить логически, понимать, как воспринимает мир родитель, и понимая это, управлять собственной жизнью, не втягиваясь в эту систему самому. Безусловно, процесс этот сложный (особенно если это мышление вбивается в голову ребенку с рождения), и без помощи психотерапевта тут чаще всего не обойтись. Кстати, если с начальником, мыслящим иерархически, можно иногда решить проблему способом «слушаю приказ, пока при вас», а как только начальник вышел и закрыл за собой дверь – вынуть фигу из кармана, то с родителями этот номер нередко не проходит: многие взрослые люди жалуются, что ощущают присутствие оценивающего, "начальственного" родителя рядом с собой постоянно, даже на расстоянии. И это уже проблема не столько самого иерархического мышления, сколько вытеснения собственного внутреннего Родителя Родителем внешним, чужим. Это уже другая история, хотя все равно для кабинетной работы.


Tags: наши скайп-конференции, профессиональная кухня, рабочее и прочее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments