Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Про отпуск: сам поход

О самом маршруте хочется сказать особо. Вроде бы – ничего сложного: 45 км туда и столько же обратно. Да еще и с ночевками по дороге. Но в этих ночевках, как показала практика, самая засада и была.

Не самой лучшей идеей оказалось намерение «ехать вдоль берега Волги» и на этом же берегу планировать ставить палатку. Оказалось, что таких умных – весьма немалое количество, а учитывая еще и то, что стартовали мы в пятницу… В общем, найти место для ночевки оказалось, мягко говоря, проблемным вопросом. Что в будни, что в выходные. Причем стоят на берегах, судя по номерам машин, в основном люди из Москвы и области. Местных практически нет.

Собственно, мы отказались от использования автомобиля с той целью, чтобы проехать туда, куда не проедет машина: потому что в предыдущие годы везде, где бы мы ни стояли у реки, туда непременно кто-нибудь приезжал. То рыбаки (о, это отдельная категория, они все почему-то из серии «чего там уметь, наливай да пей»), то компания типа «шашлычок под блатнячок», то еще кто-то в этом роде. И таким образом все наше общение с природой накрывалось ярким медным тазом: потому что от чего еще хочется отдохнуть на природе – от шума. Но практически все, кого нам довелось встретить, почему-то непременно первым делом включают в машине музыку.

Да и в принципе – когда стремишься побыть на природе только своей семьей, и вдруг часа в три ночи, как на нашей первой стоянке, приезжает компания на двух машинах, спрашивает – «Клюет?» - и получив ответ «Мы не рыбаки», запросто останавливается на расстоянии вытянутой руки от нашей палатки – отдых становится гораздо менее приятным, чем предполагалось. Особенно, прошу прощения, когда намерения прибывшей компании неизвестны, и приходится посменно сторожить лагерь на пару с собакой, потому что у нас машины нет и даже ценные вещи закрыть нет возможности, а велосипедам столь простая компания может и ноги приделать, мало ли что.

Вот так устроилась приехавшая ночью компания рыбаков прямо у нас на голове: палатка наша, машины чужие. Из Московской области. Просто все стоянки на берегу были заняты, и ничтоже сумняшеся они устроились рядом с нами. Причем встали, абсолютно не спросив разрешения, не уведомив, что они только соберут лодки и уйдут на весь день на тот берег. Просто приехали в три часа ночи и начали разгружаться рядом. Причем все это с таким отборным матерком!..

И вообще, как оказалось, машины сейчас проезжают практически везде и всюду. Помню, как мы обалдели, когда, продравшись через довольно глухую чащу, вышли на берег реки и увидели там… штук шесть машин. С той самой громкой музыкой. «Ничего себе, - сказал супруг, - их что, с вертолета сюда сбросили?..» Как оказалось потом (а мы были вынуждены встать на том же берегу), машина через этот лес с его заболоченными дорогами проезжает довольно просто: пассажиры везут с собой бензопилу и прямо на месте нарезают из деревьев мостки. А там, где машины не могут проехать вообще – дорога уже много лет как заросла и завалена буреломом.

Еще один наш просчет – нельзя ходить в поход по не проверенному живыми людьми маршруту. Ни по картам, ни по навигаторам. Потому что в том «аппендиксе», куда мы забрались по карте (желающие могут посмотреть: впадение в Волгу реки Постная), по карте через реку есть брод, а по нескольким навигаторам – мост. А на деле не оказалось ни моста, ни брода: точнее, был давно, но с тех пор вода поднялась, а мост есть в дальней деревне, но туда много лет никто не ездил, и дорога заросла. Так что для продолжения маршрута и пришлось нам весь этот аппендикс пропахать обратно.
Однако в этом «аппендиксе», на берегу Постной, оказались удивительно красивые ландшафты. Можно сказать, что весь наш поход мог быть предпринят ради того, чтобы туда забраться и посмотреть.

Супруг просто не отрывался от бинокля:

Вот такие берега там были:

Вот такие цветы в лесу:

И вот столько ягод прямо на ближайшей поляне:

И собак оторвался на природе, натурально поел травы!

***

Учитывая проблемы с ночевками и погоду (началась сильная жара) – мне пришлось по выходу из «аппендикса» на попутке вернуться в Углич и забрать со стоянки машину.

Меня ждут:

Загрузка части вещей:

Дальнейший поход проходил в смешанном режиме «с машиной сопровождения»: двое на велосипедах, один за рулем. Больше всего досталось Елене Николавне, так как она еще прав не имеет и поэтому на велосипеде была всегда :)

Сразу скажу, что за весь поход нам не удалось нигде встать с палаткой так, чтобы к нам никто не пришел на стоянку или не устроился рядом. Ощущали себя все время как в коммунальной квартире. И это еще было хорошо, когда удавалось вообще куда-то встать! В последнюю ночь, когда по противоположному берегу мы проехали в район Учмы и дальше вдоль реки мимо деревень – оказалось, что стоянок за крайней деревней, как можно было бы предположить по карте, нет никаких: где-то строится коттеджный поселок, где-то огорожен участок под нефтепровод (!), а где-то на берегу в прекрасном сосновом бору уже стоит стихийная «база отдыха» - палаток сорок с детьми, качелями-гамаками и полосатыми павильончиками. Причем ставится такая «база» на все лето, и «свои да наши люди» живут там, сменяя друг друга. Так что кому-то постороннему там остановится просто негде. Инвми словами - мы были весьма наивными, когда думали, что нам удастся летом на берегу Волги (!) отдохнуть в палатках в одиночестве, да еще и на нескольких стоянках.

Кстати, на пароме в Мышкине (о котором речь впереди) мы встретили еще одну пару туристов-велосипедистов: у них практически не было вещей (не то что у нас - две палатки, спальники, коврики, лагерное снаряжение…). Ребята рассказали, что они идут исключительно по шоссейным дорогам, а останавливаются в городах, в гостиницах. Намечают заранее маршрут, бронируют гостиницы по этому маршруту – и едут.

То есть получается, что вариант велопохода «с палатками и без машины» по крайней мере в районе Волги сейчас неосуществим. Как сказал местный житель близ Учмы, когда мы спросили его, где здесь можно встать на ночевку: «Дальше вдоль берега после зеленого забора сосняк, там ваших *посмотрев на наши номера, с непередаваемым эмоциональным напряжением* всё лето пруд пруди!..» И фактической альтернативой оказывается вариант «без лишних вещей, но с гостиницами». Но это, по сути, практически то же самое, что отдыхать в Москве: по крайней мере, отключиться от городского шума и людей вокруг – не удастся. Как говорит супруг, «самое ценное в рекреации на природе – когда между тобой и окружающим миром всего лишь тонкая стенка палатки, а вокруг свежий воздух и тишина». Но, пожалуй, это сейчас становится недостижимой роскошью: или надо уезжать куда-то за тысячу километров от Москвы. Хотя и там наверняка найдутся свои рыбаки и любители шашлыков под музыку.

Но в любом случае – хотя бы в смешанном режиме, частично нам удалось и воздухом подышать, и физнагрузку получить, и пейзажами полюбоваться. Жаль только, что опять же из-за отсутствия стоянок нам пришлось трехдневный маршрут по противоположному берегу свернуть до одного неполного дня и в тот же день вечером вернуться в Углич в гостиницу. Но теперь мы будем умнее и поедем куда-нибудь в менее популярное место: просто на этот раз маршрут был выбран еще и с учетом того, что Елена Николавна хотела посетить город Мышкин. Почему мы в нем тоже остановились на два дня: но про Мышкин будет отдельный рассказ.