Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Про конференцию и не только

И не то чтобы я вчера сильно засиделась с настройками нового компьютера:  вчера днем у нас «упал» интернет. На всех трех компьютерах разом. Причем не окончательно, а периодически то появляется, то исчезает: как выяснилось, в этом случае дозваться монтажников еще проблематичнее, чем когда интернета нет совсем.
Но это, как говорится, присказка. Сейчас, пока интернет временно работает (мимо свича и только на одном компьютере), вопреки всем этим обыденным трудностям я напишу небольшой «отчет» про воскресную конференцию.


Мы продолжаем разбираться с некоторой путаницей в восприятии полоролевых взаимоотношений в социуме. Кстати, подозреваю, что даже у самых трезво- и логически мыслящих людей глубоко во внутренней цензуре есть, говоря бытовым языком, свои «тараканы» в этой области, заложенные еще в детстве мамами и бабушками (причем чаще всего именно так, по женской линии). И потому определенные трудности возникают, когда разбираемые вещи приводят к небольшим, но все-таки зачастую ощутимым «разрывам шаблонов». Даже если эти шаблоны до сих пор мешали – все равно: когда они рвутся, больно. Точно так же, как после любой операции больно, хотя потом и будет чаще всего хорошо.

В частности, мы обсуждали тему, что «второсортность женщин», о которой говорилось на прошлой конференции, как один из вариантов могла компенсироваться  их способностью рожать детей: новых работников для земледельческой клановой семьи. Да и вообще, социальный статус женщины мог достаточно резко повыситься, если вверх по социальной лестнице шел ее ребенок (практически всегда – сын, так как именно у мальчиков была возможность совершить социально-иерархическое восхождение). Самый яркий пример такой матери, возвышенной статусом ребенка – Богородица. Даже в молитве сказано: «Благословенна ты в женах, яко Спаса родила».  Женщина, родившая Спаса, сама стала объектом поклонения:  хотя даже при этом она выступает в основном как защитница всех угнетенных и униженных, не более. Но в любом случае – чем выше статус сына, тем выше и статус его матери. Таким образом вот еще пояснения, почему в те времена более желанным ребенком был мальчик: в том числе и для матери, а не только для отца. Да, тут и прежние законы, когда только на детей мужского пола давали дополнительный надел; и мегасемейное «девочку расти-расти, а потом она уйдет в другую семью и будет работать на чужой клан»; и продолжение рода и фамилии; и позже описанное Фрейдом желание хоть так поуправлять мужчиной; а кроме всего этого – возможность конкретно для матери вырваться из тех социальных низов, в которые ее загнала принадлежность к женскому полу.

И здесь же становится понятным ярко выраженное желание многих женщин в принципе родить, уже независимо от пола ребенка: там, где женщина сама по себе «ничего не стоит» как личность, она оказывается выше статусом, когда становится матерью.

Да, другое дело, что все эти предрассудки в современных условиях уже вроде бы не работают: но социально-цензурные установки сами по себе довольно ригидны, плюс еще то, что до сих пор есть социумы, где пусть на уровне внутренней цензуры, но вовсю господствуют подобные нравы и правила. И современной женщине в 21 веке тоже может на бессознательном уровне во что бы то ни стало хотеться родить потому, что она сама ощущает себя «никчемной», пока не родит. Просто  ее прабабушка так воспитала ее бабушку, ее бабушка – ее маму, а ее мама – ее саму.

Оффтоп: таким образом опять получается, что желание иметь детей – по большому счету весьма эгоистично, как бы ни прикрывали его декларативными лозунгами «спасения нации», «стакана воды» и прочего. Женщины, которые не боятся это осознавать, и становятся наиболее адекватными матерями: особенно когда в их собственную систему ценностей включена еще и потенциальная самостоятельность ребенка и его отдельная самоценность как личности.  

А еще хочется рассказать о некоей «побочной ветке» конференции, которая на самом занятии не развивалась, но здесь желающие могут эту тему обсудить :) Одна из участниц в дополнении к конспекту в Мастер-классе рассказала о прочитанной где-то статье, в которой автор предполагал стремление современных издателей воспитывать детей в жестком гендерном разделении: в частности, издаются книги со всякими потешками-колыбельными… для мальчиков и для девочек. И таким образом формируется для тех же издателей два вида потребителей: ждущие принца девочки (читательницы дамских романов в мягких обложках) и рвущиеся в драку мальчики (потребители боевиков).

Найти бы эту статью! Потому что подобное при всей абсурдности разделения потешек по гендерному принципу вполне может прийти в голову какому-нибудь издателю. Кстати, у нашего ребенка одной из любимых колыбельных была такая, от которой ревнители раздельно-гендерного воспитания вполне могли бы схватиться за голову. Колыбельная эта – еще из моего детства, и  бог знает, почему именно она мне запомнилась. Но я с удовольствием рассказывала ее своему ребенку:

Котик, котенька, коток,
Котик – серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать,
нашу деточку качать!

Уж как я тебе, коту,
за работу заплачу:
дам кусок пирога
И кувшин молока.

В советское время наибольший гнев воспитателей вызывал подход «за работу заплачу»: деньги тогда считались «грязью и злом, пережитком капитализма и помехой на пути к коммунизму» (когда-нибудь я соберусь и напишу об этом отдельный пост, там есть над чем в грусти улыбнуться). А сейчас больше всего, возможно, адептов  гендерного воспитания смутит то, что качать деточку приглашают котика. Не кошечку, а котика, животное мужского пола! Хотя если уж о котиках – котик вполне может вырастить целый выводок котят.  И «усатый нянь» в свое время никого тоже не смущал: это потом пошло «не мужское это дело – детей растить»: тут тоже были свои выгоды от такого постулата и у женщин,  у мужчин.

Но об этом, возможно, мы поведем речь на следующей конференции. Там мы уже собираемся переходить к семейным матрицам и т.п.



Tags: наши скайп-конференции, про нашу семью, профессиональная кухня, рабочее и прочее
Subscribe

  • Про ответственность психотерапевта

    Мне тут на днях задали вопрос:согласна ли я с утверждением, что психотерапевт не несёт ответственности за результат терапии? Это внезапно, если…

  • Креативненько?

    Итак, реклама. Говорить ничего не буду, просто покажу. И спрошу: как вам? Пошли бы к такому специалисту? Это не к тому, что "подумайте, какой ужас"…

  • О ведении соцсетей

    Здравствуйте, уважаемые читатели и клиенты. За то время, что я не делала постов в соцсетях, меня несколько раз спросили в личку, куда я пропала. Так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments

  • Про ответственность психотерапевта

    Мне тут на днях задали вопрос:согласна ли я с утверждением, что психотерапевт не несёт ответственности за результат терапии? Это внезапно, если…

  • Креативненько?

    Итак, реклама. Говорить ничего не буду, просто покажу. И спрошу: как вам? Пошли бы к такому специалисту? Это не к тому, что "подумайте, какой ужас"…

  • О ведении соцсетей

    Здравствуйте, уважаемые читатели и клиенты. За то время, что я не делала постов в соцсетях, меня несколько раз спросили в личку, куда я пропала. Так…