Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Про кормление детей и не только

Как-то я упоминала, что состою в одном околокулинарном сообществе: даже не столько ради рецептов (оно создано как раз не для того), сколько ради тех околопсихологических тем для обсуждения, которые там периодически возникают. Вот, в частности, в последние два дня пост из этого сообщества попал в топ ЖЖ и собрал больше шестисот комментариев. Просто потому, что тема зацепила многих. А тема была – кормление детей «едой с украшениями». И сопутствующие темы: что входит в состав этих украшений, нужно ли вообще заставлять ребенка есть, когда он не хочет, и т.п.

Любопытно, что месяца три назад там тоже был пост на ту же тему, собравший множество комментариев, и я тогда выкладывала в дискуссии большой текст. А сейчас наконец собралась опубликовать его и у себя, так как во второй раз мне его писать и размещать в сообществе уже не хочется.

Тем не менее - все в данном тексте упомянутое есть сугубое ИМХО и никому не навязывается.


Тема "детских украшательств еды" возникает далеко не первый раз, так как во многом для «нямского» сообщества логична. Ибо большинство этих украшательств характеризуется особенностью "потратить массу времени и получить на выходе результат, затраченному времени мало соответствующий". А то, что мамочки эти украшательства выкладывают в сеть "на похвальбушки" - дополнительно может говорить о том, что по большому счету это не ради деточки, а ради того, чтобы показать другим мамочкам: "Какая я хорошая мать, вон как выкладываюсь (вылаживаюсь?), чтобы ребенок нормально поел". Да, возможно, им не хватает этой самой сторонней поддержки на тему «Ты все делаешь правильно, ты хорошая мать». Может быть, их давят на эту тему родственники, окружение или собственный внутренний Родитель. Но тем не менее подобное детское оформление еды преподносится под соусом «Да я всё ради ребенка». Но вот ради ребенка ли, в итоге-то?

Аппетит у детей разный. И то, что иному родителю кажется "нормально" - ребенку много. Опять же дети « не едят» по разным причинам: например, им горячо. Или ребенок не голодный. Соглашусь с недоумевающими, как может ребенок по нескольку дней не есть. Если это так – либо у ребенка не все в порядке с ЖКТ и нужно обследовать его у врача, либо он не проголодался. Я много раз цитировала отрывок из одной известной детской книжки – про то, как мама переживала «Почему мои дети плохо едят, что им еще нужно», а доктор подсчитал объемы предлагаемой детям еды и сказал, что им нужен второй желудок. И «плохо едящие дети» иногда просто не знают чувства голода. Разумеется, дать ребенку наголодаться до формирования блокадного синдрома – другая крайность. Но кормить, когда еще нет аппетита – тоже далеко не всегда полезно.

Кстати, многие мамы весьма интенсивно отстаивают право и возможность грудного ребенка кормиться «по требованию», то есть – не когда режим велит, а когда ребенок сам попросит. Почему же с ребенком не-грудным они резко меняют свои принципы и начинают впихивать в него еду, когда ребенок ее не требует? :)
Подозреваю, что помимо прочих разных причин тяготения к частому и долгому кормлению грудью, многим мамам приятно, как говорится, "реализовывать свой кормительный рефлекс". Таким образом, их бессознательное как бы подсказывает им, что когда ребенок ест много и часто - это хорошо, и ничего менять не надо. Когда он требует еду часто - надо ему эту еду давать и потакать его требованиям.
А когда ребенок ест (по мнению мамы) редко, да еще и (опять по мнению мамы) мало - то это плохо, это надо ломать и корректировать, и непременно заставить ребенка есть часто и много.

***

Многие в таких дискуссиях говорят о "приучении ребенка к эстетике, к красивой еде" - безусловно, но термин "красивая еда" – весьма неоднозначен. И одно дело, когда, допустим, лежит на тарелке рис аккуратной горкой, рядом аппетитная котлетка, помидора кусочек, веточка зелени и т.п. - а другое дело, когда из риса, котлеты, помидора и зелени мама на тарелке лепит какого-нибудь чебурашку, на которого без слез не взглянешь, да еще и остыл он в процессе лепки. И есть его – невкусно.

Вообще так ли уж стоит изо всех сил "выкладываться и танцевать с бубнами, чтобы ребенок непременно поел"? Если готовить хорошо (то есть продукты откровенно не портить, не злоупотреблять приправами и т.п.) - ребенок обычно ест. Если проголодался. Более того, хорошо нагулявшийся ребенок с аппетитом ест даже диетический четвертый стол. И если у ребенка есть свои вкусовые предпочтения - почему бы их не учитывать? А "он не ест такой-то продукт, но я заставлю" - это действительно больше вопрос власти, а не еды. И когда перед ребенком до школы танцуют, чтобы он съел "за маму, за папу" - это, опять ИМХО, во всех отношениях нездорово: и перекармливать вредно, и излишние танцы вокруг ребенка тоже не полезны.

Тут еще такой небольшой момент пришел в голову.
Ребенок "мало ест, плохо ест, практически не ест, совсем не ест" - нужное подчеркнуть. Вместо того, чтобы определиться с причинами (ребенку не нравятся те или иные продукты? ребенок не голоден? порции для него велики? его нужно показать врачу?..) - начинается лепка зайчиков из котлет и ежиков из картошки. С танцами, бубнами и трудами Микеланджело (который скульптор) - ура, ребенок все-таки ест. Тем более опять же, мама так старалась.
И ребенок привыкает есть исключительно с бубнами и скульптурами. Если их нет - нет и аппетита.
А потом он идет в детский сад. Дальше продолжать?..

Фактически "нормально есть" он в принципе сможет только дома. Только у мамы. Некоторые мамы, знаете ли, в глубине души очень даже не против такого расклада.

***

Многие родители приводят аргумент "Да если ребенку дать волю, он будет питаться одними конфетами!" Конечно: приучать ребенка к свободе и учить делать выбор нужно постепенно. Это же настоящая психотравма, когда дитя обслуживали с ног до головы и все решали за него, а потом в один день бац - "все, теперь ты сам решай, что будешь есть и что делать". Это умение нужно осваивать пошагово. И как говорила одна моя знакомая, детский психолог - важно уметь формулировать предложение. Например, не спрашивать ребенка "будешь есть суп или нет", а спросить "будешь борщ или куриный бульон?"

Обычно дети любят конфеты, потому что конфета дает чувство быстрого насыщения, да еще приятна на вкус (опять же, большинству детей). И не надо долго страдать над тарелкой с ненавистным супом.
Но соглашусь, что когда ребенок уже можно подойти к шкафу и самостоятельно взять конфету - у него вкус уже достаточно сформирован. В том числе и родительскими манипуляциями "чтобы ел больше и чаще" (здесь любые продукты, даже самые вкусные, бессознательно будут вставать поперек глотки, если этими продуктами ребенка насиловали), и родительскими посулами "!доешь суп, получишь конфетку". То есть ребенок уже знает вкус конфетки, плюс к этому знает, что это награда (и тем вдвойне приятна), и уже хотя бы в глубине души чувствует, что с помощью конфетки можно вообще перебить аппетит и не питаться супом.

Если ребенок не любит конфеты - можно сказать, что "ему дай волю, он будет питаться одними чипсами!" Но, опять же, ребенку желательно давать волю, уже хоть немного научив его делать адекватный пищевой выбор без насилия.

***

По мнению многих врачей - важно уметь прислушиваться к собственному организму: если ему чего-то надо, он этого попросит. А если не надо, не будет хотеть и даже будет отвергать. Ясно, что в реальности все это гораздо сложнее, и постепенно на эти потребности накладываются всякие другие (например, организму вредно, чтобы хозяин курил, а самому человеку хочется), но пока ребенок мал - у него его потребности практически ничем не замаскированы: и если он не любит, допустим, кефир - он честно об этом так или иначе скажет. Стоит ли его мучить, чтобы он "непременно пил на ночь кефир"? Может, у него от кефирной палочки в кишечнике бурлить начинает, а мама пока насчет этого не в курсе.

Плюс к этому у некоторых детей формируются не только комплексы в отношении лишнего веса, а еще и прочие разные проблемы – от самооценки до неумения делать выбор: потому что в детстве у ребенка не было возможности выбирать еду по своему вкусу. Вкус тоже необходимо развивать, чтобы не было соблазна питаться «по вкусу» одними чипсами, – но развивать, а не подавлять вечным маминым выбором.

Отдельная песня - если ребенок на диете и какой-то продукт ему прописал врач. Не буду здесь упоминать аллергиков: как правило, продукт-аллерген человек сам не любит и старается не есть. Но если ребенка необходимо какое-то время подержать на продукте, который важен для лечения - почему бы не отнестись к нему как к лекарству? Дети вполне способны понимать расклад типа "Тебе сейчас плохо, потому что ты болеешь, ты будешь принимать вот это лекарство - и выздоровеешь, и потом тебе опять будет хорошо". Ребенок уже примерно с трех лет способен понимать такие построения (а то как однажды пришлось прочесть в комментариях - "это хорошо, когда можно ребенку все объяснить, но моему пока что всего шесть с половиной"). То есть не обязательно делать вавилоны из нелюбимого продукта (особенно если он в процессе делания становится совсем невкусным): можно сказать "Давай какое-то время есть овсянку, чтобы ты выздоровел и перестал себя плохо чувствовать".

А ребенка в процессе какой-то болезни типа простуды и гриппа тем более желательно не кормить насильно: организм занят тяжелой работой, борьбой с болезнью, не нужно его нагружать. Как говорил Гиппократ – «Покой пораженному органу». В таких ситуациях желательнее обильное питье: а вот уже в процессе выздоровления, на так называемом этапе реконвалесценции, выздоравливающие обычно едят так, что за ушами трещит. Но тут тоже желательно прислушиваться к их вкусовым потребностям (точнее, к потребностям выздоравливающего организма).

***

Еще, наверное, следует различать "украшательства" и модернизацию еды: допустим, ребенок не особо ест манную кашу саму по себе, но если взбить миксером и положить варенья - ест. Логично: многие взрослые, допустим, не любят "голый" творог, но если положить в него сметаны и сахара - едят. Почему бы и ребенку не предложить такой вариант безо всякой лепки и вырезательства. Да даже нарисовать смайлик на маснной каше вареньем – оригинально и настроение улучшает с утра. А вуот лепить из этой самой каши зайчиков и ежиков – ИМХО, уже сомнительная польза.

Потом, на подобную лепку и прочий креатив часто уходит масса родительского времени, которое можно уделить ребенку же. Кстати, вариант креатива, когда дети сами участвуют в процессе украшения собственной еды - обычно увеличивает их желание потом это съесть: правда, тоже желательно, чтобы продукт в процессе не остывал, не терял свои вкусовые качества и оставался годным к употреблению.

И если о личном – меня ко всему прочему бессознательно коробит лепка-вырезание из еды, потому что я тоже дитя советского строя с его дефицитами. И мне с детства говорили, что играть с едой – нехорошо (и речь здесь тоже не о ресторанном карвинге, отнюдь). Для поделок есть другие материалы. А еду лучше вкусно приготовить, красиво положить на тарелку и с аппетитом съесть..

***

Но при всём вышесказанном я не настаиваю на том, что подобный "карвинг" - это "ужас как плохо и вообще конец света". Просто высказываю ИМХО, что в подобном подходе могут быть свои подводные камни, а уже дело каждой мамочки - решать, каким путем и каким способом она будет кормить своего собственного ребенка.




Tags: извините - вырвалось, про детей и их родителей, хочу об этом поговорить
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 54 comments