Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Про конференцию

Вчера снова была чрезвычайно интересная конференция: при том, что до конфликтологии как таковой мы опять не дошли. Опять всё занятие отвечали на вопросы. Но вопросы были и весьма прицельные в плане тематики, и отлично вскрывающие все возможные «белые пятна и больные места» в этой области.


На самом деле теория трансакций не столь проста, как ее описал Берн в своих книгах: там может быть всё гораздо более запутанно. В том числе и потому мы фактически развели руками в ответ на просьбы пояснить, «как выглядит трансакция с точки зрения подающего и принимающего». Проблема в том, что трансакции бывают разные,  кроме того – они могут быть как явными, так и скрытыми, и анализировать желательно конкретную ситуацию и конкретных людей.

Был еще такой любопытный вопрос: когда начинают формироваться все три субличности.
Кратко можно ответить так:
Внутренний Ребенок имеется изначально: это эмоции и бессознательное. Это у всех есть от рождения.
Внутренний Родитель – нормы, правила, мораль – начинает формироваться с тех пор, как только ребенок слышит первое «нельзя».
А внутренний Взрослый – тогда, когда ребенку начинают рассказывать, почему нельзя, и когда можно, и в каких условиях,  как отличить можно от нельзя, когда может оказаться можно то, что раньше было нельзя, и т.п.
Сбои в этой системе начинаются там, где ребенку слишком часто говорят «нельзя» или слишком поздно (помните? Чтобы вырастить асоциальный элемент, нужно либо все разрешать, либо все запрещать). А еще там, где ему вообще не объясняют, почему нельзя и когда можно. И чем отличается «можно» от «нельзя». Кстати, давно хотела отнести к себе в ЖЖ сказку Феликса Кривина про двух королей. Наконец-то к слову пришлось: отнесла.

Также активная дискуссия была вообще по вопросам «Чем отличаются трансакции Ребенка от трансакций Родителя». Особенно по вопросу оценок.  Супруг часто говорит «внутренний Ребенок оценивает…», «внутренний Взрослый оценивает…» и т.п. И слушатели недоумевают, потому как одновременно он говорит, что оценка – это всегда прерогатива внутреннего Родителя. Вчера наконец уточнили, что здесь имеет место некая путающая всех омонимичность: и договорились по возможности «оценку» как субъективное восприятие называть именно восприятием. «Оценка» Ребенка – это банальное «нравится-не нравится». Оценка Взрослого – это, допустим, «логично – нелогично». А оценка именно в смысле «баллов», предтеча некоей иерархии «кто лучше – кто хуже» и т.п., оценка по системе «правильно – неправильно вообще», не субъективная, а обобщающая – это действительно прерогатива внутреннего Родителя.

Однако при этом внутренний Родитель – не такое страшное существо, и от его проявлений оказываться совсем – не нужно! Важно только, чтобы он опять же, как в той самой сказке, работал только в своей епархии и не подавлял полностью ни Взрослого, ни Ребенка. А вообще желательно стремиться к тому, чтобы все три субличности функционировали во взаимной гармонии :)



Tags: наши скайп-конференции, про детей и их родителей, профессиональная кухня, рабочее и прочее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments