Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Еще мысли про иерархическое мышление

В качестве гипотезы - не с ним ли связана многочисленная проблематика общения в нашем социуме с представителями так называемых обслуживающих профессий?


Про Советский Союз я не говорю, там знаменитое "Вас много - я одна" было в какой-то мере подкреплено не только иерархическим мышлением, а еще и реальным более высоким иерархическим положением: тот выше, кто стоит ближе к кормушке при тотальном распределении еды. И прочих необходимых ресурсов.
А сейчас?

Ясно-понятно, при бинарном выборе "ты либо Начальник, либо Дурак" мало кто из людей хочет добровольно быть Дураком. Многие начинают изменять ситуацию так, чтобы сразу оказаться Начальником. Даже если человека по сути наняли как специалиста выполнять определенный заказ.

Вот недавний пример: решили мы, пока отопительный сезон не начался, поменять в комнате батарею. Это одна из тех немногочисленных работ, которые невозможно сделать самостоятельно: нужен сантехник. Причем сантехник именно с актом проведения работ, особенно если внизу живут не самые доброжелательные соседи (да и при любой доброжелательности не очень приятно будет, если сверху квартиру зальет кипятком). Привезли батарею из магазина. Вызвали сначала сантехников напрямую из ЖЭКа.

Приходят двое. С чемоданчиком и во-от таким Чувством Собственной Важности.
- Это у вас что? Фу! Где покупали? Ааа, там нельзя ничего покупать, там все китайское! В общем, делать надо тут все сразу в один прием *замелькали цифры* Как почему? А потому что тут не пройдет, и тут не пройдет, и вы в этом не понимаете, так что делать будем вот так и вот так, и всё тут!
Картина, наверняка знакомая многим.

Переключить это можно двумя способами: либо подхватывать иерархическое соревнование и идти на явный или скрытый конфликт с передавливанием "Нет, это я тут Начальник, а ты Дурак", либо сказать максимально вежливо "Спасибо большое, мы подумаем" (подтекст - "И возможно, обратимся к кому-нибудь другому"). Благо разных специалистов в разных областях сейчас - некоторое количество есть, и конкуренция присутствует.

Мы практически всегда действуем по второму варианту. По крайней мере, жэковские мужики ушли от нас очень фрустрированные.
Точно так же приходится иногда действовать и в автосервисе, и в парикмахерской, и в других местах, где иерархически мыслящий специалист не идет на сотрудничество, а директивно навязывает клиенту роль Дурака. Особенно если клиент явился не с твердым заданием "сделать вот тут вот так, и всё", а, на свою голову, захотел прежде проконсультироваться.

Подозреваю, из-за этого многие у нас боятся/не умеют пользоваться услугами психотерапевтов и психологов. Потому что весьма неприятно, когда психотерапевт с ходу предлагает роль Дурака своему клиенту. Или  клиент изначально идет на прием в этой роли (ее плюшки в том, что она вроде как не предусматривает никакой ответственности за последствия) и просит "конкретных советов", а доктор советов не дает, говорит что-то про диагностику. Или еще веселее - клиент в роли Начальника требует "непременно нажать на нем такую-то кнопку, чтобы все исправилось", а доктор опять говорит - думать надо, анализировать надо, работать надо. Клиент обижается на такую постановку вопроса: потому что чаще всего ему банально кажется, что из него делают Дурака.

Поэтому чрезвычайно важно, чтобы клиенты и психотерапевты с не-иерархическим мышлением успешно находили друг друга.



Tags: иерархическое мышление, о выборе психотерапевта, про нашу семью, рабочее и прочее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments