Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Про конференцию

Вчера конференция прошла практически в "лекционном" режиме: оно и неудивительно. Основные вопросы буквально сыпались на первой части темы, а на второй - да еще после перерыва – осталось только подтянуть смысловые "хвостики".

Вот такое, кстати, интересное уточнение было: конфликт – это пересечение интересов или пересечение трансакций?..


На самом деле трансакции – это де-факто и есть интересы, точнее – их обозначение. Трансакции в общении формируются с учетом целей и задач контрагентов.

Снова обратимся к прошлому примеру: железная дорога, рельсы, на рельсе сидит мужик, подходит второй и говорит: "Подвинься!"

Одно дело, когда он просто решил пошутить и приглашает первого вместе с ним посмеяться. То есть – предлагает трансакцию Ребенок-Ребенок. Если первый посмотрит на него как на слабоумного и ответит "Да ты что, совсем обалдел, зачем мне двигаться, вон же сколько места?.." – он ответит Родительской трансакцией: его интересом будет так или иначе "призвать спрашивающего к порядку". Имеет место пересечение интересов? Явно да. А трансакций? Тоже да.

Но это еще самый легкий из возможных конфликтов и самый кратковременный. Возьмем другой вариант:
Первый сидит на рельсе. Подходит второй и суровым голосом говорит: "Подвинься!" Именно по принципу "Я сказал". Трансакция – Родительская.

Первый посмотрит и посмеется: "Я оценил твою шутку! Давай теперь вместе посмеемся!" Ответная трансакция – Ребенковая, но наткнется она на потенциально конфликтное восприятие. Потому что второй сказал – "Подвинься", и его интерес – чтобы первый именно подвинулся, а не просто сесть на рельсе.

И здесь уже необходимо рассматривать довольно сложный вопрос явных и скрытых трансакций (интересов). Потому что, если брать тот же пример, вроде бы явный интерес второго – сесть на рельс. А скрытый – не столько сесть (ведь места и правда достаточно), а конкретно сманипулировать первым. Чтобы тот выполнил приказ.

Нередко скрытые трансакции потому и скрытые, что они, скажем так, социально малоодобряемые: как минимум не всегда желательно их обнародовать противоположной стороне. Действительно, редко кто входит в конфликт с заявлением типа "Я хочу тобой поманипулировать". Нет, обычно это прикрывается более "одобряемыми" декларативными интересами, а скрытые могут быть спрятаны не только от противной сторон, но и от самого инициатора конфликта в его собственном бессознательном. Нередко скрытые конфликтные мотивы приходится долго и подробно "раскапывать" в кабинете на психоаналитических сессиях, потому что сам человек ограждает себя таким внутренним сопротивлением, чтобы никто этих мотивов не увидел, что пробиться через него бывает сложно даже профессионалу.

Еще интересный вывод: не бывает конфликтов без мотивов. Я на конференции вспоминала старый анекдот: "- Почему ваш ребенок все время орет, чего он хочет? – Орать он хочет!" Но если задуматься, ребенок не просто так хочет орать, а для чего-то! Либо он легкие развивает, либо связки тренирует, либо изучает звук своего голоса, либо хочет, чтобы все-таки мама обратила внимание и сделала что-то, что она никак не догадается сделать. В любом случае действие – это трата сил и ресурсов, и даже если человек получает удовольствие от самого процесса, все равно от процесса ожидается – явно или неявно – некий результат. Поэтому "конфликтов ради конфликтов" – как говаривал один из героев Дюма, "я дерусь просто потому, что дерусь" – не бывает. Кстати, тот герой явно скрывал какие-то более конкретные мотивы своей любви к драке.

Поэтому на вопрос "Почему некоторые люди словно ищут, где бы поконфликтовать" ответить можно так: анализируйте, какой результате они получают от этого процесса. Иногда человек, словно умышленно провоцирующий всех вокруг себя на конфликты, банально нуждается в дополнительном подтверждении "Ты здесь самый сильный/главный/влиятельный". Это могут уже быть вопросы самооценки, точнее, ее бинарного мотания "я лучше всех – я хуже всех". И когда человек, который хотел бы быть лучше всех, но в очередной раз получил по этому поводу фрустрацию и свалился в восприятии в другую крайность – "я хуже всех", получает для себя хоть какую-то компенсацию, задевая окружающих: кстати, чаще всего априори более слабых, чтобы из конкретного конфликта гарантированно выйти победителем.

Яркий пример – неадекватные водители на дороге, часто на мощных машинах (иногда и машина-то куплена не ради прагматических целей, а для того, чтобы почесывать это чувство "Я самый лучший, самый быстрый, самый сильный!") И вот он на этой самой сильной машине постоянно обгоняет, подрезает и притесняет на дороге менее мощные автомобили и менее опытных водителей с желтыми опознавательными знаками. Когда я такого вижу, я реагирую как психолог из известного анекдота: "Надо же, такой молодой, а уже столько проблем!" Потому что такое неадекватное поведение чаще всего говорит о том, что с самооценкой у человека не все благополучно: он таким образом, создавая конфликтные ситуации и просачиваясь везде "непременно первым", получает квази-поглаживания "ты самый сильный и самый ловкий, ты выше всех в этой иерархии, потому что ты всех обогнал". Далее могу предложить вспомнить недавний перепост про альфа-самца.

Кстати, кратковременные конфликты, вспыхивающие и затухающие довольно резко и быстро – это обычно конфликты внутреннего Ребенка. А если конфликт затяжной, длинный, нудный – это наверняка конфликт на базе внутреннего Родителя.

Что касается работы с конфликтами с позиции психотерапии – прежде всего в консультативном направлении исключается определение "прав-неправ". Конфликтная ситуация исследуется не с позиций права, а с позиций пересечения интересов и трансакций: какие интересы у кого и как ущемлены, и какие есть способы удовлетворить их "непересекающимися" средствами?.. В том числе и поэтому первая консультация по поводу конфликта проводится отдельно с каждым участником: анализировать необходимо не декларируемые интересы, а прежде всего скрытые, но до скрытых интересов докопаться в присутствии контрагента практически нереально.

И для грамотного психотерапевта среди этих интересов не бывает "хороших" и "плохих". Если клиент заранее это осознает – работать с ним бывает намного эффективнее за счет ослабления внутреннего сопротивления и страха оценки.

***

Следующая тема конференции – психологические защиты. Думаю, что будет не менее интересно.

PS: Меня часто спрашивают в личке, как попасть на конференции. В связи с этим буду в конце каждого отчета размещать ссылку: "Как присоединиться к нашим скайп-конференциям". Думаю, читатели не будут за это в претензии. Это не столько реклама, сколько информация.



Tags: наши скайп-конференции, профессиональная кухня, рабочее и прочее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments