Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О конференции 14 апреля: "Проблема зависти в социальном общении"

Этот отзыв я буду писать конспективно, так как по сути всё занятие состояло из вопросов, и теории удалось рассказать только кусочек. Но в данном случае наличие вопросов – прекрасно, потому что зависть – это одно из распространенных, но цензурируемых ощущений, и куда хуже было бы, если бы вместо вопросов просто сформировались цензурные блоки и обсуждение вообще не пошло.
А что касается теории, то говорилось следующее.

Зависть практически всегда связана с пресловутым иерархическим мышлением, и чувство зависти имеет соревновательный компонент.

Зависть, с одной стороны, чувство из области бессознательного, но у животных не наличествует, и соответственно, принадлежит полностью человеческой цензуре (которая тоже большей частью относится к области бессознательного). То есть "силой воли и разума" зависть не включается и не выключается. Хотя если это ощущение подвергнуть анализу – то можно увидеть, где и в чем оно неконструктивно и создает определенные препятствия.

Зависть – симбиоз двух эмоций: агрессии и страха. Но так же, как смешение двух цветов – например, желтого и синего – дает совершенно новый зеленый цвет, так и зависть – итог реакции страха и агрессии, а в результате - новое, третье чувство.

Зависть дважды разрушительна: она приносит вред как окружающим, так и самому носителю.

Зависть появилась на заре земледелия с возникновением социальной несправедливости (о каковом возникновении мы достаточно подробно говорили в самом начале курса: для интересующихся сохранились аудиозаписи). Чувство несправедливости в том или ином виде часто провоцирует зависть, особенно если включается еще компонент везения ("ему повезло, а мне нет, хотя я не менее достоин"). Обычно зависть возникает там, где человеку непонятно, за что на другого свалились тек или иные блага: причем обычно считается, что на конкурента все это упало с неба, и человек недоумевает: "Почему на него, почему не на меня".

Зависть обычно включается в ближнем социальном кругу: пахарь не завидует королю (в большинстве случаев), зависть вызывают те, кто рядом.

Один из частых вариантов зависти, напрямую завязанных на иерархическое мышление и соревновательный компонент – "Не потерплю, чтобы кто-то в чем-то был лучше меня".

Кстати, лирическое отступление: один наш коллега на конгрессе рассказывал, что одним из наиболее сложных случаев детско-родительских отношений являются пары "молодящаяся мать – подрастающая дочь". Много раз приходится наблюдать, что, мол, идут по улице мама с дочкой: мама стройная, подтянутая, приодетая, ухоженная – и рядом дочка-подросток: расплывшаяся, нечесаная, в каком-то балахоне, с ужасной кожей, и пакет чипсов в руке. И дочке невдомек, что мама – иногда совершенно бессознательно! – делает это с ней в силу чувства зависти, базирующегося на иерархическом признаке "женской товарности". Потому что на стороне дочери молодость, но к этой молодости вполне можно – опять же бессознательно! – добавить всё то, что позволит маме "вырваться вперед" по востребованности у мужчин.

Можно сказать, что наличие зависти может быть некоторым "тестом на иерархичность мышления". Но здесь стоит учитывать две вещи: во-первых, что эксперимент не чистый, и у многих людей их собственная цензура контаминирована (загрязнена) внешним Родителем и сценарными элементами взросления в иерархическом социуме. А второе – то, что зависть с советских времен в той же цензуре оценивается негативно, и человек с оценочной зависимостью однозначно слышит: "Если я хотя бы эпизодически кому-то позавидовал – всё, я плохой". Здесь работа с диагностикой и анализом зависти обретает свои трудности в виде дополнительного сопротивления.

Продолжение, как говорится, следует: причем во второй части опять планируется самое интересное.

Tags: наши скайп-конференции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 11 comments