Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Categories:

О конференции 21 апреля: "Проблема зависти в социальном общении - продолжение"

На этот раз тоже буду конспективно: так как вчера опять не успела записать даже трети, настолько плотное было обсуждение.
Но наиболее существенные моменты зафиксировались.

В первую очередь – важно то, что слово "зависть " не зря связано со словом "видеть": завистник обычно "что видит, о том и поёт". То есть если у соседа, условно говоря, появилась новая машина, завистник не задумывается, чего это соседу стоило. Он чаще всего считает, что тому просто повезло. А сколько и как интенсивно сосед на эту покупку горбатился - завистник обычно этим не озадачивается, потому что этого не видно, а машина – вот она.
Еще – зависть обычно связана с внешними иерархическими маркерами, понятными – что важно! – самому завистнику и актуальными конкретно для него. А теперь важно понять, как и из чего вытекает эта актуальность. И почему зависть соединяет в себе страх и агрессию.

Возьмем пример: жили-были себе два крестьянина, работали на равных, то приятельствовали, то ссорились, и вдруг один – ну предположим! – стал королем. Что думает по этому поводу другой? Если он мыслит иерархически (а в земледельческой среде это скорее всего так), первое, что он испытает – это страх: "Ну, теперь он мне покажет за все прошлые размолвки!"
Потому что в рамках этого мышления у него идет проекция: "Если бы я поднялся, я бы ему тоже припомнил: значит, и он мне не даст спуску".
А после этого страха включается агрессия: уничтожить потенциальный источник опасности.

Помимо этого, страх и агрессия – по сути своей бинарные чувства, находящиеся "на разных полюсах". Страх обычно диктует модус поведения "затаись и не высовывайся" или "беги ОТ опасности", а агрессия – "беги К опасности и активно поражай её". Взаимоисключающие внутренние потребности вызывают у человека чувства, сходные с ощущениями "собачек Хананашвили" (пояснение про собачек было тут), и противоречивые ощущения словно раздирают человека изнутри: как минимум, провоцируя всякие соматические неблагополучия.

Но как крестьянин узнает, что его старый приятель стал королем? Элементарно: на нём королевская одежда, его возят в королевской колеснице и о нем пишут в газетах трубят глашатаи на площадях. То есть – о повышении ранга сигнализируют некие внешние маркеры, которые понятны в первую очередь самому завистнику и актуальны в первую очередь для него самого. Например (опять возьмем самые хрестоматийные ситуации), если для некоего мужчины "иерархическое положение" определяется по цене или размеру машины, то он напряжется, когда его сосед обзаведется автомобилем больше и дороже, чем у него самого. А если для некоей женщины иерархический ранг дамы определяется ценой одежды и украшений, то она может весьма напрячься, если приятельница или соседка купит новую шубу или бриллиантовые серьги. Как в том анекдоте: "Моя жена купила себе шубу, а завтра она собирается в гости к твоей жене".

Отсюда, кстати, вытекает один из способов не ощущать зависть: во-первых – не мыслить иерархически, а во-вторых – расширять круг своего общения, чтобы не было узкого восприятия актуальных маркеров. В широком социальном кругу сложно быть "самым крутым" по всем параметрам, и человек уже спокойно относится к тому, что кто-то в чем-то "лучше" его. Потому что это теряет свою иерархическую однозначную напряженность.

Кстати, немножко оффтоп – дополнение к фразе "не мыслить иерархически": приведу здесь отрывок из одного конспекта, каковые конспекты все равно сегодня-завтра анонимно будут на сайте. Кстати, это надо не забыть добавить в статью, потому что этот момент требует все-таки отдельного пояснения:

"Мне очень помогло прозвучавшее на конференции сравнение иерархического мышления с родным языком для выросшего в иерархически мыслящем окружении человека. Мне казалось раньше, что иерархичность мышления - такая же характеристика как аналитичность, то есть человек либо мыслит иерархически, либо неиерархически. Но по аналогии с родным языком - никто ведь не запретит человеку освоить иной язык, попав в иную языковую среду. И - главное - это вовсе не означает, что родной язык этот человек забудет. То есть иерархическое мышление как "язык" внутреннего Родителя и неиерархическое мышление как "язык" Взрослого вполне могут быть присущи одному и тому же человеку в один и тот же момент времени. Важно лишь уметь пользоваться и тем, и другим по ситуации.
Это сравнение позволило мне не увязнуть в размышлениях на тему "зависть тесно связана с иерархичностью мышления, возможна только на его основе - я иногда завидую - так что же, у меня всё ещё иерархическое мышление, а всё остальное только иллюзия?". И тогда возникло ощущение, что то чувство, которое я привычно называю завистью, на самом деле не является таковым, судя по его генезису".


И здесь как раз нужно упомянуть о таком любопытном термине. как "белая зависть". Которая в реальности по сути и не зависть вовсе, а внутренняя мотивация – "Я тоже хочу так же": просто по недостатку соответствующих терминов это тоже назвали завистью. И здесь приведу еще один отрывок из конспекта:

"…сам человек чаще всего не определяет испытываемое чувство как зависть. То есть "завидуешь" - это внешняя оценочная категория, некий ярлычок, который человек получает от социума в ответ на некоторые реакции и прилепляет к испытываемым в это время чувствам. Возможно, от того, что некоторые люди осознавали, что ярлычок не соответствует действительности, появилось определение "белая зависть". Оно, вероятно, в корне неверно, поскольку это чувство не является завистью по генезису. Это не связано со статусом. Не содержит ни страха, ни агрессии. Это скорее внутренняя мотивация на достижение чего-либо, возникающая под - не побоюсь этого слова :) - вдохновением от чего-то внешнего. Внутренняя мотивация в отличие от зависти редко ориентирована на какие-то внешние признаки и тем более конкретные "символы власти".
А ещё - внезапно - думаю, что таким неправильным словоупотреблением мы можем сами себе вставлять палки в колеса, поскольку называя внутреннюю мотивацию завистью (даже белой), мы запускаем Родителя с его цензурой, в которой прописано, что зависть - неодобряемое чувство, и начинаем глушить эту внутреннюю мотивацию - по сути, из-за того, что почерпнули вдохновения извне и назвали это неправильным словом".


***

Следующая конференция будет об ответственности. Точнее, о том, что в каких случаях называется этим словом и какие имеет последствия.


Tags: иерархическое мышление, наши скайп-конференции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 16 comments