Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Categories:

И еще гендерное

Что-то скучно в ленте, давайте вбросим? :)

Шутки шутками, а сподобилась я тут на праздниках по наводке юзера germanych прочитать сценарий фильма "Москва слезам не верит". О самом фильме уже много писали, в том числе и у меня в ЖЖ , а сценарий как таковой я прочитала впервые. И обнаружила там как минимум одну мелкую, но любопытную деталь.

Затасканная цитата "я всё буду решать сам на том основании, что я мужчина" в сценарии звучит иначе. Часть этой феерической цитаты в фильм не вошла. И слава богу, а то бы вообще...

Исходный текст (выделение моё):

" - Слушаюсь, - тихо ответил Гога и медленно заговорил: - Но тогда и ты учти на будущее, что если еще раз позволишь себе заговорить со мной в таком тоне, то я здесь больше никогда не появлюсь. Заодно уж знай, что решать я всегда буду сам, и вообще хотел бы, чтобы старшим в доме был я. На том простом основании, что я мужчина".

То есть всё еще печальнее: мало того, что всё в собственной (надо полагать) жизни человек хочет решать сам (что еще можно понять, даже с такой аргументацией), его претензии простираются куда шире: он хочет априори быть главой в этой иерархической пирамиде только на том основании, что он мужчина!
Начинаешь понимать дедушку Фрейда с его теорией "зависти к пенису": учитывая то, что в его времена это реально так и было. мужчина был априори главным и достойным уважения только на том основании, что он мужчина. В смысле - имеет соответствующие первичные признаки.

А вот еще одна любопытная цитата из сценария, но не из фильма. Практически финал, счастливое обретение Катериной сбежавшего от ее иерархической позиции Гоши, объяснение в комнате, группа поддержки на кухне:

" И тут вышли Катерина и Гога.
- Пересядьте, пожалуйста, обычно здесь сижу я, - попросил Гога Людмилу.
- Я, между прочим, раньше тебя здесь сижу. Скоро как десять лет, - ответила ему Людмила.
- С сегодняшнего дня это отменяется. Теперь здесь буду сидеть я.
Гога занял место во главе стола".


Надо полагать, этим эпизодом сценарист хотел обозначить факт, что Гога и Катерина таки договорились, кто будет в доме старшим. Теперь с новыми полномочиями Гога выходит к гостям. И практически хамит одной из них. Хотя это неудивительно, если для Гоги таки важна внешняя сторона отношений: в частности, кто на каком месте сидит в кухне за столом. И так как он мужчина - он чувствует внутреннюю свободу на правах главы семьи прогнать гостью с занятого ею места.

Но с другой стороны - если обращаться к теории иерархического мышления, то становится понятно, почему Гога сбежал. Когда он узнаёт, что его новая знакомая - Большой Начальник, то в его восприятии складывается логичная картинка: она, значит, в своем социуме и в своем доме - Начальник, а он тогда, получается, Дурак? Ну уж нет: чем так, лучше никак! И убегает. И понадобился еще один мужчина, чтобы его найти, договориться и привести.

А вообще печально то, что красной нитью в сценарии идет подтекст: даже самая самостоятельная и самодостаточная женщина, сделавшая карьеру, страдает оттого, что при ней нет хотя бы завалященького мужчины (не столько в сексуальном, сколько в социальном смысле) и она не может в полной мере почувствовать себя полноценным качественным чайником.
Увы.

Tags: М и Ж, гендерное, иерархическое мышление, извините - вырвалось, кино, синдром чайника, хочу об этом поговорить
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 46 comments