Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О конференции 15 сентября "Понятие характера, различные личностные классификации (вводная лекция)"

Итак, благополучно стартовал наш новый скайп-курс "То, что называется характером: мотивации, акцентуации, субличности".

Почему-то всегда складывается так, что первая лекция любого курса – самая сложная. Но, наверное, это логично: стоит задача и конкретно заинтересовать (и заинтриговать?) слушателей, и предложить им краткий обзор всего того, что мы для них приготовили, и в принципе окинуть взглядом по возможности всю тему классификаций человека и описаний его характера, при этом стараясь отделять зерна от плевел и мух от котлет.

Ведь если подумать – зачем вообще изучать специфику человеческих характеров и их классифицировать? Обычно – чтобы понять: как вести себя в том или ином социуме, чтобы получить ожидаемые реакции и не получить не ожидаемых, чаще всего негативных. В основном для успешности общения люди и придумывали всякие разделения на "таких, сяких и этаких": чтобы хоть примерно представлять, как может среагировать на ваше "здрасьте" тот или иной человек. Собственно, подобные прогнозы люди делают практически постоянно: на то им и дан такой размер мозга по отношению к остальному телу.

Самое простое, конечно – прогноз по принципу "Я бы на его месте". Но если возникла потребность даже в элементарных классификациях - то уже понятно, что это подход – не работает. Потому что опять же: люди разные, и реакции у них разные. Часто отличаются от реакций того, кто прогнозирует.

Есть, как известно, различные весьма упрощенные классификации. Самая банальная – это по полу: М и Ж. Однако на поверку она тоже не работает: потому что на деле тут все сложнее. И протесты некоторых личностей на тему того, что "М должен вести себя и выглядеть как настоящий М, а Ж – как настоящая Ж", во многом как раз с тем и связаны, что данные личности стремятся до сих пор придерживаться в общении этой бинарной классификации. И боятся в том числе, что если М легко будет спутать с Ж (и наоборот) про одежде, поведению и т.п. – они просто-напросто не разберутся, с кем говорить о водке, а кого посылать к плите. И могут нарваться на серьезные неприятности

Есть еще классификации по возрастам (дети-подростки-взрослые-старики, о последствиях навязывания такого разделения мы уже писали в интервью), по датам рождений и т.п. В общем - по достаточно простым признакам, которые видны сразу. Но, как говорится – "Если создать систему, которой сможет пользоваться даже дурак, то только дурак захочет ею пользоваться". Иными словами, вопрос классифицирования и прогнозирования поведения разных людей все еще открыт – именно потому, что примитивные схемы откровенно не работают, и люди, пользующиеся ими, периодически наступают на самые разные грабли.

Собственно, основная задача нашего нынешнего курса – разобраться в имеющихся классификациях, получив в итоге в сочетании различных характеристик – принципы построения многомерной человеческой модели характера. Потому что личность рассматривается здесь именно как многомерная, а не многогранная структура: грани все же имеют свои границы и каждая – сама по себе. А мы предлагаем рассмотреть сочетания классификацией и свойств: при том, что для каждого человека итоговый портрет будет достаточно уникальным.

Но для составления такой модели нам прежде придется разъять на части и проанализировать составляющие различных классификаций. Для такого анализа, чтобы определенным образом ограничить область изучения, мы взяли три основных: жизненные мотивации, личностные акцентуации и бёрновские субличности. И прежде чем сочетать все это, мы сперва научимся отделять одно от другого: например, истероидность от мотивации "быть лучше других", эпилептоидность от внутреннего Родителя, а психастению от интроверсии. Но изучать каждую конкретную тему и каждую ее часть мы будем с прицелом на то, что это – часть будущего целого, той самой многомерной системы.

Tags: М и Ж, наши скайп-конференции, такие разные люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments