Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О конференции 22 сентября: "Ответы на вопросы, классификация VALS (начало)"

Меня еще со времен моей педагогической юности напрягает ситуация, когда одна тема не укладывается в один урок. Так случилось и в этот раз: после первой конференции возникли довольно интересные вопросы, и мы с удовольствием сели их "разжевывать": но тем не менее вопросов на целую конференцию не хватило, и мы были вынуждены начать тему по классификации VALS (жизненные мотивации). И естественно, тоже не уложились (да и как уложишься с такой непростой темой в 10 минут?)

Однако НН сказал, что это всё закономерно, и что дальше так тоже иногда будет; что вопросы по конференции иногда важнее самой конференции, а классификация VALS тоже не уложилась бы в одно занятие.

И теперь мы следующую конференцию займем под нее как таковую (глобальные и частные моменты по всей классификации в целом), а потом закономерно перейдем к изучению конкретных групп и подгрупп. Тем более что выплыла интересная особенность: то, что у нас на сайте лежит, некоторым образом расходится с тем, что сейчас по VALS появилось в сети. Причем появилось только недавно. И НН предполагает, что то, что появилось – это старая версия, а то, что мы нашли в 1993 году – это новая. Аргументировать это он обещал на ближайшем занятии, а еще обещал рассказывать всякие интересные вещи: возможно ли в принципе переходить из группы в группу и из подгруппы в подгруппу, как это происходит на практике, как классификация VALS связана с эволюционными процессами и прогнозами развития человечества, и еще много любопытных вещей.

А пока – вернемся к вчерашней конференции, которая фактически состояла из двух частей.


Первая часть – ответы на вопросы по вводному занятию (собственно различные классификации). Одна участница МК принесла цитату из книги, из каковой цитаты следовало, что личностные качества якобы не столь важны при прогнозировании поведения человека: гораздо более важной является ситуационная обстановка. Условно говоря, человек, идущий по своим делам, поможет просящему о помощи намного чаще в случае, если тот, к примеру, будет одет как добропорядочный гражданин, чем если просящий будет выглядеть как бомж или наркоман. Или оказание помощи будет зависеть от того, насколько человек спешит по своим делам, является ли он членом благотворительного общества или адептом защиты частной собственности :)
Вот пришлось больше половины занятия разбирать, почему это не так. Потому что этот вопрос по сути перетекает в другой: а надо ли тогда вообще изучать все эти личностные свойства, причем в подробностях, надо ли строить "многомерную модель человека", если личностные качества все равно не важны?

Вот НН рассказывал, что важны на самом деле. И что утилитарное знание и умение определить хотя бы в первом приближении варианты возможного реагирования другого человека тогда, допустим, когда он идет вам навстречу на узкой тропике – полезно. Вы хотя бы примерно будете знать, столкнет он вас на обочину, уступит дорогу или посторонится так, чтобы вы могли разминуться вдвоем без труда.

Точно так же полезно еще и знать свои личностные особенности, чтобы адекватно представлять себе собственные возможности и не ставить себе самому невыполнимых задач типа "Я крутой и сильный, и щас перепрыгну этот пятиэтажный дом".

Личные качества определю восприятие человеком ситуации, и легко понять, что две разных личности в одной и той же ситуации будут реагировать по-разному. Да, всё однозначно предсказать невозможно, даже имея первичные знания по этой теме. Но на базе этих знаний можно хотя бы отобрать наиболее вероятные варианты реакций.

А во второй части конференции – фактически последние 10 минут – мы говорили об истории возникновения классификации по жизненным мотивациям: о том, что изначально она была создана для нужд бизнеса, но ее вполне успешно можно применять и ко всей жизни человека в целом. Беда только в том, что для определения жизненной мотивации стороннего человека нужно его достаточно долго наблюдать, потому что для такого определения важно, не ЧТО человек сделал, а ПО КАКИМ ПРИЧИНАМ. Что именно толкнуло его на тот или иной поступок, ту или иную реакцию, и в общем – на то или иное жизненное направление, выбор приоритетов, целей и т.п.
Но это уже тема следующего занятия.

Tags: наши скайп-конференции
Subscribe

  • Спёрто у коллег :)

  • О бытовом - и рабочем

    Я сегодня довольно крепко задумалась о ситуации, когда человек говорит: "Яне могу найти себе психотерапевта. Я знаю, что он мне нужен, я его ищу и не…

  • Про ответственность психотерапевта

    Мне тут на днях задали вопрос:согласна ли я с утверждением, что психотерапевт не несёт ответственности за результат терапии? Это внезапно, если…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments