Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Categories:

"Спросите доктора Нарицына - Выбор профессии и профориентация"

Представляем девятый выпуск нашего нового проекта: мини-интервью с психотерапевтом "Спросите доктора Нарицына". Пояснительный пост о том, что это такое, а также для приема вопросов от читателей, находится здесь.
А здесь - планы ближайших выкладок.

Тема сегодняшнего выпуска -  "выбор профессии и профориентация". Вопросы задаёт юзер Зосим Волынщиков.

НН: - Начнем с того, что выбор профессии и профориентация – два очень разных вопроса. Специалист в итоге профориентации может, исходя из определенных исследований, предложить соискателю несколько областей, где тот может наиболее полно реализовать свои особенности и потребности, а непосредственный выбор профессии человек обычно делает сам, более того – иногда несмотря на данные профориентации, а то и вопреки им.

Беда в том, что некоторые соискатели ждут от профориентации достаточно конкретных указаний, вплоть до того, в какой конкретный ВУЗ и на какой факультет им поступать. И тогда профориентация может превратиться в старый анекдот: "Молодой человек пытается с помощью компьютера найти жену. Он хочет, чтобы она была брюнетка, небольшого роста, скромно одевалась, была молчалива и хорошо плавала. Компьютер после некоторого раздумья выдает рекомендацию: "Вам подходит пингвин".

Кстати, области профессий, предложенные человеку при профориентации исходя из особенностей его характера, далеко не всегда могут соответствовать конкретному человеку и его запросам. Хотя бы потому, что, кроме особенностей характера, на итоговый выбор профессии может повлиять множество других вещей. Потом, за выбором профессии часто стоит выбор всего модуса жизни (а чаще – наоборот: общий модус жизни влияет на выбор профессии).

А также профессия может быть потом сменена частично или полностью, это тоже никто не запрещает. Поэтому, как ни кощунственно, но к этому выбору вряд ли стоит относиться по принципу "Один раз и на всю жизнь", как когда-то требовала советская пропаганда. Она скорее навязывала человеку пожизненный выбор, а того, кто часто меняет места работы, называли "летуном". Так воспитывались нынешние дедушки и бабушки, и возможно, какие-то свои цензурные установки они передали своим внукам и правнукам.


- Каковы особенности этого выбора у представителей разных типов характеров (имеется в виду классификация по MMPI)?

НН: - Для начала поправлю: видимо, имеется в виду классификация Кречмера-Леонгарда-Бурно, в которой тест MMPI выступает только как диагностическое средство.

Потом, "типы характеров" не исчерпываются только профилем данного теста и набором ведущих акцентуаций: на эту тему я как раз сейчас читаю новый курс скайп-конференций. В систему характера входят еще и так называемые жизненные мотивации, которые могут оказывать куда более серьезное влияние именно на выбор профессии. Не говоря уже о так называемых бёрновских субличностях: например – о внутреннем Ребёнке, действующем по принципу "хочу это прямо сейчас, и всё", или – о внутреннем Родителе, который работает по системе "ты это должен/так надо, и точка".

А бывает так, что человек выбирает профессию, достаточно неожиданную для сторонних наблюдателей, и успешно в ней реализуется: потому что на самом деле его "психологический портрет" несколько другой, чем видится людям извне.


- Почему молодые люди, заведомо более способные в одной области (например, в математике), начинают интересоваться и выбирают как профессию нечто противоположное (например, филологию)?

НН: - Вспоминается высказывание одного известного математика, профессора Д. Гилберта, о своем ученике: "Он стал поэтом, для математики у него не хватило воображения".

А если серьезно, то и филология, и математика – науки, опирающиеся на законы логики; обе они требуют аналитического мышления и отличаются только внешней оболочкой и предметом исследования. Это два аспекта похожей организационной структуры. К тому же ничто не мешает человеку иметь достаточно широкий круг интересов, чтобы заниматься и филологией, и математикой.


- Почему психологи (в т.ч. специалисты по профориентации) не могут ничего дельного посоветовать?

НН: - Сразу хочу уточнить: а что в вашем понимании означает "дельное"? Неужели тоже конкретно названный институт и факультет, куда человеку лучше всего поступать?..

Вообще вся профориентация напоминает известный камень на распутье, как бы говорящий абитуриенту, какие выгоды теоретически тот может получить и с какими проблемами столкнуться, если пойдет в том, другом или третьем направлении (учитывая еще и то, что любое обучение поначалу сопровождается определенными сложностями). А уже сам абитуриент будет подводить баланс плюсов и минусов, исходя из собственных знаний о себе и своих потребностях, и сам будет делать итоговый выбор.


- Бывает ли (и в каких случаях), что проблемы выбора профессии на самом деле являются проявлением проблем более общего порядка? Точнее, наверно, наоборот: встречается ли такая проблема сама по себе?

НН: - Не совсем понятна вторая часть вопрос: в смысле – встречается ли сама по себе такая "проблема общего порядка"?..

А вообще довольно часто выбор профессии связан с более общими проблемными вопросами. Например – когда на этот выбор влияют отношения с родителями. Или – если в обще имеется та или иная "жажда признания и дефицит поглаживаний". Или – если у человека есть внутреннее стремление, как сейчас говорят, "грызть кактус" – в частности, он уверен, что от работы нельзя получать удовольствие и в идеале от нее должно тошнить. Или – человек вознамерился "расти над собой" и для этого очень хочет создавать себе трудности, а затеи героически их преодолевать. И так далее, и тому подобное.


- Как перестать "перебирать" профессии и остановиться на чем-то одном, если интересно все и хочется все знать?

НН: - А зачем переставать? Если человек хочет все знать – что ему мешает продолжать это познавать, перебирая профессии? тем более если он не сидит на шее у других людей, а сам обеспечивает себя и свою жажду знаний? Если человек ощущает "личностный рост" за счет увеличения базы знаний, если это повышает его социальную компенсированность, увеличивает жизненный опыт и т.п. – чем это плохо? так что здесь, наверное, вопрос не в том, "как наконец себя ограничить", а в том, кто и каким образом ограничивает вас в этом процессе познания.


На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина


Tags: "спросите доктора Нарицына", проблема выбора, такие разные люди
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 24 comments