Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

В записную книжку

Как говорили когда-то в сетях - "в мемориз!"
Да, сейчас тут будет еще один перепост, точнее - процитированный материал. Причем не по психотерапии как таковой, а по предпринимательству. Да, я знаю, что этими перепостами я уже всех забодала. Но, собственно, этот ЖЖ нужен еще и затем, чтобы сохранять полезные вещи для работы. А еще - знаете, как чертовски приятно, когда встречаешь в сети текст о том, о чем самим приходилось твердить много лет назад тем коллегам, которые проявляли интерес "Как можно работать в этой области в статусе ИП"?" А вот так и можно. Как мы говорили в детстве - "молча, скрипя зубами, с тихой грустью" :)
И теперь до меня окончательно дошло, почему у супруга не пошел среди коллег курс о продвижении психотерапии с позиции предпринимательства. Потому что для большинства потенциальных слушателей это был полный разрыв шаблона.

Итак, под катом - первые две главы текста Дмитрия Потапенко с не самым цензурным названием.
За возможность прочитать и сохранить текст спасибо ЖЖ-юзеру controlling24 и сообществу business_digest .

Дмитрий Потапенко
Трактат о мудаках


Глава 1

Не люблю отвлеченно-философские вопросы из серии: "А как вы относитесь к начинающим предпринимателям", «Что почитать, чтобы стать предпринимателем». Но приходится на них отвечать. И сами эти "предприниматели" пишут на почту или в социалках такое, что волосы дыбом становятся. В такой момент я жалею, что все никак не соберусь написать давно запланированный трактат "О мудаках". Экономил бы время и давал на него ссылку. Возможно, это станет первой главой трактата.

Хочу расшифровать, кто такой предприниматель, в чем отличие малого предпринимателя и почему менеджер, каким бы топом он ни был, не может стать ни первым, ни вторым.

Когда именитые психологи, при всем моем к ним недоверии, пишут, что процент людей, предрасположенных к предпринимательству, невелик и одинаков во всем мире - 3% - я им не просто верю, я даже склоняюсь к тому, что они преувеличивают. Я выступаю на профессиональных конференциях по всей стране и в СНГ, общаюсь с теми, кто гордо именует себя предпринимателями, на форумах и мастер-классах. И по тому, какие вопросы мне задают, что людей волнует, как они себя ведут и что говорят, могу судить, что абсолютное большинство из них (за редким исключением), должно завязать с попытками «делать бизнес» и больше никогда за это не браться.

Предприниматель -это человек с определенным складом ума. Первое его качество - это высокая адаптивность. Он постоянно готов к изменениям, принимает их, не впадая в запой и истерику, учится и перестраивается. Он должен быть готов идти на передовую: выпал снег, а дворника нет? Не ждать, пока кого-то наймут, а брать лопату и идти чистить дорожки. Если надо научиться, идти наемником работать в той сфере, в которой собирается строить свое дело – с низов, с нуля, от грузчика и кассира. Стал акционером крупной компании - уметь вести корпоративные войны и выходить из них победителем. В отличие от всех других людей, предприниматель живет в ситуации постоянной нестабильности, неизвестности и максимальных рисков. Он ставит на карту абсолютно все: свое имущество и зачастую свою жизнь. И эти риски он должен уметь учитывать и просчитывать.

Любой наемник живет в корпоративной системе, вне зависимости от того, уборщица это или топ-менеджер. И управленец в системе может повлиять на принятие решений в очень узкой области, в очень ограниченном ряде вопросов. Он не несет всю полноту ответственности и не может глобально что-то менять. Даже в случае, если он акционер и имеет долю в компании, своим словом он не может поменять ни стратегию, ни ключевые бизнес-процессы: перестроить и совершить революцию нереально. При этом, несмотря на всю стрессовость существования в условиях корпоративных войн, наемник, даже если все полетит к чертям, максимум потеряет немного (или много) денег. Но к тому моменту, как корабль утонет, он уже «получит оффер» от другой компании.

В худшем случае он решит, что может теперь создать свой бизнес, похожий на тот, в котором он работал. Скорее всего, его ждет полный провал. Человек корпоративный не способен перейти в другую касту - касту мелких предпринимателей (напомню: микропредприятиями считаются компании с числом сотрудников до 15 человек и годовым оборотом до 60 млн руб.). Осознание того, что здесь невозможно нарисовать «на митинге» красивую схему на флипчарте, которую все побегут выполнять, ломает структуру и психику такого человека. Он пойдет искать пресловутого таджика, чтобы почистить дорожки. А еще лучше - выдаст указание управляющему, чтобы тот нашел. Он не может пережить потерю статуса и то, что теперь он не управленец с бумагами и красивым макбуком, а обслуживающий персонал. Да, именно обслуживающий персонал, и вся логика малого бизнеса должна строиться на том, чтобы обслуживать клиента. Именно этого он не умеет и, что еще хуже, не может органически. Это вызывает у него постоянное чувство внутреннего протеста: как же так, он будет не только сам за собой, но еще и за другим чистить сортир. Именно это - грязная, нудная, воловья работа - и есть малый бизнес. Не идеи и не управленческие схемки.

Предприниматель не может «зависать» в одной касте и страдать от перехода вниз или вверх. Поэтому на вопросы: «Как же так, вы были наемником в X5», я отвечаю очень просто. А еще я был наемником в морге, в психушке, в казино и даже гастарбайтером в «Альди». Если ты опаздываешь на встречу, потому что религия не позволяет отвезти свою задницу на метро. Если тебе самому нужна постоянная обслуга и костыли в виде пиарщиц, секретарей, личных помощников и уборщиц. Если тебе западло стоять в поклоне перед клиентом и спрашивать: «Чего изволите». И ты не готов ответить за свой бизнес всем, что у тебя есть, вплоть до свободы и жизни. Не позорь звание предпринимателя, ты не имеешь права его носить.


Глава 2.

Есть вещи, которые настолько укореняются и застревают в мозгу, что их невозможно вытравить. Может ли чиновник стать предпринимателем? Мое мнение — нет. Если мы говорим о предпринимательстве как о стиле жизни, как о стремлении обслуживать клиента. Не потому, что он какой-то особенно плохой. Тут есть разница менталитета, а его невозможно взять и поменять вместе с местом работы.
Самое главное, что отличает чиновника, - это отсутствие конкуренции. Если эту бумажку выдают в этом окошке, а тут ставит подпись этот служащий, значит, никакой альтернативы нет. Поэтому для чиновника не имеет значения никакая клиентоориентированность, он чистый монополист. Такого не существует ни на одном рынке, даже в высокомонопольных сегментах. Даже «красные» и «синие» конкурируют и следят за решениями и провалами друг друга, используя их в своих целях и стараясь урвать пусть всего лишь доли процента рынка. У чиновника нет и не может быть необходимости об этом думать, у него засело «никуда не денешься, все равно ко мне прибежишь». И это мышление они приносят с собой в любую компанию.

Чиновники в бизнесе есть двух сортов. Фамилии первых, собственно «бизнесменов» (не путать с предпринимателями), мы регулярно видим в списке «Форбс», «Эксперт» и среди владельцев и акционеров крупнейших компаний. Именно они и есть «держатели бизнеса» в России. Если вникнуть в их биографию, то вы быстро обнаружите, что практически весь большой бизнес занят людьми из властных и околовластных структур. Этим «бывшим» чиновникам (хотя сложно говорить об их не официальной, а реальной «бывшести») принадлежат все самые крупные и денежные отрасли нашей страны, в основном сырьевые. Энергетика, ресурсы, финансы, силовой бизнес — все это уже в их руках. Посмотрите, как они относятся к клиенту. Они по-прежнему понимают, что вариантов нет, и слово «клиентоориентированность» - это всего лишь красивая декларация в сделанном дорогим и модным дизайнером буклете. Как они ее реализуют, все мы видим ежедневно. Жонглирование этими словами не имеет никакого отношения к реальным бизнес-процессам их компаний.

Второй вид чиновников в частных компаниях — это те, кого мы, предприниматели, берем на работу в надежде на то, что они будут «решалами» - задействуют тот самый «административный ресурс» и смогут «по-свойски» уладить какие-то наши проблемы. Раньше таких довольно часто нанимали, в основном все они — выходцы из МВД, ФСБ, из военных. Конечно, ни один вменяемый собственник не подпустит эту братию к клиентам, впрочем, они и сами не рвутся. В основном их можно встретить вдали от отделов, которые генерируют прибыль: прокурорских — в юридическом департаменте, таможенников — в начальстве у логистов, вояк — среди безопасников и т. д.
Что касается первой категории, экс-чиновников, ныне «бизнесменов», то для их стиля менеджмента лучше всего подходит слово «правление». Имперский размах, имперские замашки: главное — чтобы все было «дорого и богато». Оптимизировать структуру с точки зрения ненужных клиенту расходов — это не к ним. Отдельный этаж с отдельным лифтом, офис класса А+, кабинеты, размером с небольшое футбольное поле, уставленные дизайнерской или антикварной мебелью. Чтобы знали, кто тут царь и бог. Это мэр Нью-Йорка, миллиардер Майкл Блумберг, пусть ездит на метро и занимает ячейку в оупен-спейсе. А наши властелины по-прежнему раздувают строчку в бюджете - «представительские расходы», хотя даже черной икрой на бизнес-ланче уже давно никого нельзя удивить. Но только не подумайте, что их щедрость распространяется на кого-то, кроме себя любимых (дети, сватья, кумовья, любовницы не в счет, они тоже будут пригреты на теплом местечке). А вот устроить подчиненным разнос за то, что на бумаге не с двух сторон печатают — это повсеместно. И если бы кто-то взялся проверить реальную доходность их бизнесов, то быстро обнаружил бы, что большая часть пузырей живет в кредит — за счет необдуманной политики банков и поставщиков, не вылезая из реальных убытков.

Второй вид, чиновники-наймиты, с финансами тоже не в ладах, но по другой причине. У них нет привычки зарабатывать деньги на клиенте, то есть получать купюры непосредственно от того, кто покупает в компании товар или услугу. Они привыкли к распределению бюджета. И на новом месте работы, в компании, это не меняется: они получают сумму, которую должны пристроить, а не ресурс, который приведет компанию к поставленной цели. Их мозг работает только в направлении потратить выданные деньги, а как это скажется на доходности компании — не их печаль.

Чисто теоретически я могу представить, что «белочки станут ежиками», но в реальном бизнесе такого не встречал. Тем более, если мы говорим о экс-чиновниках не как о рядовой паспортистке, открывшей салон красоты на деньги мужа, а о каких-то более масштабных должностях и достижениях. Я знаю, что предприниматели порой используют государеву службу как щит, как еще одну степень защиты для своего бизнеса. Но надо понимать, что они изначально строили рыночную компанию по правилам игры: с конкурентами, с клиентами, с пониманием процессов, оптимизацией и пр. и пр. Вступая в партию, получая депутатскую корочку, они всего лишь стремились обезопасить свое дело от захвата.

Я для себя принял однозначное решение, что в моей компании не будет ни «решал», ни бывших чиновников, ни «админресурса» на абонплате. И не потому что я какой-то идейный или кристально честный, а потому что я прекрасно понимаю, что логика любого госслужащего такова: предприниматель, «коммерс» - дойная корова. Его надо нагреть, обуть и обобрать. И, кстати, таких примеров, когда запущенный в овчарню волк легко сжирал пол-отары, знаю немало. Врага хоть и надо держать близко, но не настолько.
Надо четко понимать: у нас бизнес — это не дело индивидуума. Дышащие на ладан средний, малый и микробизнес — это одно название, наши предприниматели выживают вопреки всему, но не они основа экономики страны. Весь реальный российский бизнес — он вдоль и поперек чиновничий, и далеко не всегда им даже надо быть для этого «бывшими». И то, как мы ковыряемся в своей песочнице, не волнует «бизнесменов» ровно до тех пор, пока мы не начнем играть по-взрослому. А если сунемся в большую игру, имеем все шансы моментально остаться без штанов, хорошо, если на свободе и живые-здоровые.

Буду надеяться, что продолжение воспоследует.
Tags: в записную книжку, из френдленты, предпринимательское
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments