Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Category:

"Спросите доктора Нарицына": Конфликты в детском коллективе

Представляем одиннадцатый выпуск нашего нового проекта: мини-интервью с психотерапевтом "Спросите доктора Нарицына". Пояснительный пост о том, что это такое, а также для приема вопросов от читателей, находится здесь.
А здесь - планы ближайших выкладок.

Тема сегодняшнего выпуска -  "Конфликты в детском коллективе". Вопросы задаёт юзер Даша Попова.

Н.Н.: - В общем-то, любые конфликты возникают там, где происходит некоторое "пересечение интересов". В детском коллективе обычно конфликтные ситуации не то чтобы происходят острее сами по себе (в коллективах взрослых порой тоже могут кипеть нешуточные страсти), скорее в детском коллективе конфликт заметнее. Дети, как правило, еще не приучены к противостояниям вида "Я ему дам сдачи, но другим способом", не освоили навыков скрытых интриг и подковёрной борьбы, у них еще наблюдается "перевес" эмоций, бессознательного (особенно в периоде до пубертата).

Второй момент: ребенок, особенно тот, кто только входит в детский коллектив (как правило – до этого ему не очень-то привычный), тем больше конфликтен сам по себе, чем больше у него внутреннего чувства вседозволенности. Он искренне не способен понять, как это его интерес может пересечься с чьим-то еще? Ведь его интерес главнее всех прочих, так его дома приучили! И ребенок начинает с точки зрения собственной справедливости отстаивать "свои интересы, свои границы и т.п." Иногда – физическими методами, причем весьма травмирующими: а что такого, он же борется за справедливость?..

И третья проблема: не все дети готовы воспринимать взрослого как авторитет. Строго говоря, это не всегда и нужно, и одно из достоинств квалифицированного педагога – не просто сказать "нельзя", а разъяснить, почему нельзя, и общаться с ребенком не на иерархическом языке, а на языке партнёрства. Но увы: как не всем педагогам дано такое умение, так и не все дети способны такой язык понимать. Некоторые, опять же, с малых лет приучены: кто орёт и командует – тот родитель, Начальник, того надо слушаться. А кто сюсюкает и мямлит – то есть разговаривает как с равными – тот слабак, его надо задавить и верховодить.

Увы, преобладание иерархического мышления в семьях, условия, в которых ребенок (особенно подросток) всегда Дурак – способствуют тому, что сам ребенок уже не умеет общаться на равных и не понимает такого общения.
По всем этим причинам (а также и по многим другим, которые сложно перечислить, так как любая ситуация имеет свою специфику) конфликты в детском коллективе разрешаются подчас едва ли не сложнее, чем во взрослом.


- По какой причине и как возникают затяжные конфликты между детьми?

Н.Н.: - Затяжными называются конфликты, которые длительное время не находят разрешения. Но как ни странно – именно в детских коллективах обычно, в силу особенностей психики детей, такие конфликты случаются относительно редко. Обычно дети не склонны к длительным противостояниям: многие специалисты, да и родители с опытом, знают, что среди детей очень характерны отношения типа "Сегодня подрались не на шутку, а завтра снова лучшие друзья". Любой ребенок обычно живет "здесь и сейчас", такое восприятие мира у него преобладает, и сегодняшняя ссора и даже драка назавтра вполне может быть забыта: но только в случае, если для "пересечения интересов" не осталось повода. Дети, живущие большей частью сегодняшним днем, как правило, переключаются быстро: и если конфликт между ними затягивается – значит, его что-то подогревает изо дня в день, какое-то обстоятельство, которое не разрешилось во вчерашней ссоре или драке.

Если найти и дезактуализировать эту причину – то и повода для продолжения конфликта уже не будет. И здесь, безусловно, необходимо вмешательство педагогов. Поскольку дети, как правило, такую аналитическую работу сами провести не могут.


- По каким законам развиваются такие конфликты? Какой ребенок с большей вероятностью может стать изгоем?

Н.Н.: - Опять вспомним, что в детских коллективах конфликты развиваются по тем же законам, что и во взрослых. Только протекают ярче, заметнее и часто быстрее.

А изгоем, к сожалению, может стать любой ребенок: от нестандартно мыслящего до агрессивно неуправляемого. И здесь кое-что зависит и от самого детского коллектива, и от педагогов.

Если хотите, одним из первых поводов к тому, чтобы стать изгоем, является отсутствие психологической толерантности – устойчивости – к тому или иному воздействию. Очень часто травле подвергается ребенок, который эмоционально реагирует на подобную травлю. И получается, как с автоматом с газированной водой: вы бросаете в автомат условные три копейки, а он наливает вам стакан воды с сиропом. Точно так же и дети хотят, скажем, повеселиться и идут "дразнить условного Васю", потому что Вася в ответ на дразнилки так или иначе эмоционально реагирует. А если, возвращаясь к аналогии, вы будете бросать свои монетки, а автомат никак не будет отвечать (или наливать, скажем, воду без сиропа за ваши три копейки) – вы вскоре перестанете тратить усилия и средства и больше к такому автомату не подойдёте. Точно так же и здесь: если условный Вася вообще никак не будет реагировать или выдавать не ту реакцию, которая ожидается – например, вместо плача и жалоб учительнице научится троллить своих обидчиков – от Васи в итоге отстанут.

И еще для того, чтобы не оказаться изгоем, очень важна устойчивость к той или иной "несправедливости": по крайней мере, умение сначала подумать, проанализировать (иногда с помощью взрослых, но логически), а потом уже бросаться "отстаивать свои права"; в том числе, если отстаивать – выбрав оптимальный для этого способ действий.

Все эти качества обычно формируются в семье, и задолго до того, как ребенок выйдет в свой первый детский коллектив.


- Какова степень ответственности за происходящее участников (детей) и свидетелей конфликта (родители учителя и тп)?

Н.Н.: - Если честно, я не особо склонен в разного рода конфликтологических (и прочих) исследованиях ситуаций пользоваться формулировкой "степень ответственности участника имярек". Потому что ответственность и вина – это из области правовых вопросов, а психотерапевт обычно работает вне правового поля. и для него, если хотите, "прав" каждый из участников конфликта, только по-своему. Потому что у каждого участника – свои цели и свои проблемы, свои задачи и свои способы их решать. Психотерапевт обычно помогает каждому своему клиенту решить конкретно его проблемы социально приемлемыми методами.

Потом, хочется отметить, что при наличии любого конфликта в детском коллективе родители и тем более педагоги – не свидетели, а участники той или иной степени активности. Иногда эта активность (разумная, профессиональная) просто необходима, так как, повторюсь, дети еще не умеют приходить к компромиссам, у каждого из них своя справедливость, и подчас сиюминутные потребности они ценят больше, чем дальнейшее бесконфликтное развитие событий.

Во всяком случае, если речь идет о несовершеннолетних и не полностью дееспособных детях – то практически все рычаги и практически вся ответственность (в первую очередь юридическая) – на взрослых.


- Почему изгой, попадая в другой коллектив, в котором даже раньше не было таких проблем (смена школы, детский лагерь и т.п.), снова становится изгоем?

Н.Н.: - Потому, что причины становления изгоем - большей частью внутренние, и ребенок фактически носит их с собой. Выше мы об этом говорили. Смена коллектива может оказаться полезна там, где сам ребенок (с помощью родителя, педагога, детского психолога) разобрался в этих внутренних причинах, но прежний коллектив все равно видит в нем омегу: тогда, сменив этот самый коллектив и придя в новый уже с новой психологией поведения и восприятия, ребенок, как правило, изгоем быть перестаёт. Но если у него остаётся старая линия поведения – он и в новом коллективе сильно рискует стать таким же омегой.

Здесь отдельно хочу подчеркнуть: никоим образом не идет речь о том, что якобы "ребенок сам виноват". Ребенок, особенно маленький, не всегда понимает, почему то или иное явление происходит в его жизни, особенно если он не обучен такому мышлению в семье. Та линия поведения ребенка, которая провоцирует попадание в изгои – чаще всего его большая беда, а ни в коей мере не вина. И возможно, не вина его родителей, а тоже беда: их незнания детской психологии, закономерностей общения в детском коллективе и т.п. Поэтому здесь существенную помощь может оказать сторонний специалист-консультант: педагог, психолог, психотерапевт.


- Как можно "развязать" подобный конфликт и наладить отношения среди детей?

Н.Н.: - Уточню формулировку: развязать – в смысле разрулить, исчерпать? Потому что обычно "развязать" - значит начать конфликт
И начать конфликт много легче, достаточно создать любое пересечение интересов среди детей. А вот разрешение конфликтов – уже целая система, с подробной диагностикой и анализом. поэтому на данный вопрос трудно ответить заочно, не зная подробностей конкретной ситуации.


- Как затяжной конфликт может сказаться на дальнейшей жизни его участников (после окончания школы, например)?

Н.Н.: - И здесь не смогу дать конкретного ответа: потому что самый исчерпывающий ответ будет – "по-разному". Тут многое зависит и от специфики самого конфликта, и от реакции педагогов и родителей, и, безусловно, от особенностей личности конкретного ребенка.

На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина



Tags: "спросите доктора Нарицына", иерархическое мышление, про детей и их родителей
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments