Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О конференции 17 ноября: "Вторая группа мотиваций - Мотивированные извне"

Я сегодня не буду рассказывать всех подробностей вчерашней конференции, а то неинтересно будет :) Но несколько моментов – отмечу.
Например, первое, с чего мы начали: обсуждение своего рода "противоречия". Вторая группа в классификации называется – "Мотивированные извне". Но мотивация вроде как всегда идет изнутри, снаружи бывает только стимулирование?


НН на конференции объяснил так: стимулирование – это когда лошадь бьют кнутом (тут опять вспомним, что такое стимул: это короткая заостренная палочка, которой погонщик волов на узких древнеримских улочках тыкал этих волов в зад, чтобы те быстрее пошевеливались). А когда лошади перед носом вешают морковку – это мотивирование. Иными словами, стимул – это "Если ты это не сделаешь, тебе будет плохо", а мотив – это "Если ты это сделаешь, тебе будет хорошо". Или даже так: "Если я вот это сделаю – мне будет хорошо".

А ключевое понятие – это самое "хорошо" – у разных людей формируется по-разному. Ведь жизненная мотивация – она не написана на лбу и не начертана на кумачовом стяге, висящем над кроватью: она глубоко в бессознательном. Она побуждает человека на те или иные поступки, но почему человек это делает – вряд ли он может точно и дословно объяснить, потребности так делать идут из бессознательной области. И вот у второй группы мотиваций, у тех самых мотивированных извне, внутренний мотив формируется под влиянием внешнего социума.

Еще один интересный момент был связан с сочетанием "хочется делать – вынужден делать". Если вкратце, НН на конференции сказал, что первая группа не хочет ничего делать, но иногда бывает вынуждена; третья группа хочет что-то делать, даже если не бывает вынуждена; а вторая группа – и хочет что-то делать, и вынуждена это делать.

Одна из участниц сказала – "Какая-то психологическая защита получается: хотеть то, что вынужден делать!"

И тут пришлось формулировку уточнить. Потому что на самом деле все куда оптимистичнее: вторая группа мотиваций обычно хочет что-то иметь (чтобы быть "не хуже других, как все или даже лучше других" посредством наличия чего-то, и чаще всего – материальных вещей), но при этом понимает, что для того, чтобы нечто иметь – нужно это купить, чтобы купить – нужно заработать деньги, а чтобы заработать – нужно делать что-то, за что платят, что-то продуктивное, полезное, востребованное. В отличие от первой группы,точнее – подгруппы 1.2, которая "если хочет что-то иметь, то полагает, что нужно это отнять".

Поэтому 2 группа мотиваций – это основная ведущая сила в любом социуме с адекватной экономикой. На этой группе держится все производство: все вещи, которые вы используете в быту, сделаны представителями этой группы. Но вторая группа является и основными потребителями тех или иных материальных благ. Происходит это примерно по такой схеме: выходит в продажу, например, айфон, запускается реклама, ориентированная на 2 группу: "Айфон – это круто!" Первой, как правило, откликается подгруппа 2.3 – "быть лучше других": особенно если в ее актуальном социуме айфон – действительно показатель крутизны , обеспеченности и прочих подобных вещей. Потом постепенно подтягивается подгруппа 2.2. – "быть как все": если в ее актуальном социуме айфоны уже почти у всех, то, чтобы не ощущать себя дискомфортно, эта подгруппа тоже покупает айфоны. И наконец, айфонами обзаводится подгруппа 2.1 – "быть не хуже других": если без такой покупки их актуальный социум считает их "последними нищебродами". А к тому времени выпускается новый айфон, модернизированный, более крутой, и всё начинается сначала: подгруппа 2.3. решает, что у всех уже старые айфоны, а им надо быть лучше других, так купят-ка они себе новый… и так далее, и тому подобное, цикл за циклом.

Вообще вторую группу довольно интересно рассматривать именно по подгруппам: чем мы и начнем заниматься со следующей конференции.

Tags: наши скайп-конференции
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 2 comments