Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Categories:

"Спросите доктора Нарицына" - Внимательность и концентрация"

Представляем двенадцатый выпуск нашего нового проекта: мини-интервью с психотерапевтом "Спросите доктора Нарицына". Пояснительный пост о том, что это такое, а также для приема вопросов от читателей, находится здесь.
А здесь - планы ближайших выкладок.

Тема сегодняшнего выпуска -  "Внимательность и концентрация". Вопросы задаёт юзер tommybug .

- Проблема моя давняя, с раннего детства, кратко называется "невнимательность". Не могу сосредоточиться, очень плохо запоминаю точные данные и людей.

Н.Н.: - Прежде всего – понятия внимательности-невнимательности довольно неоднозначны. Под этим термином на самом деле может скрываться много всего: от быстрого переключения внимания путем отвлекающих факторов (например, муха пролетела во время слушания лекции, и студент полностью отвлекся на эту муху) до крайней сосредоточенности на каком-то вопросе (например, ученый, думая о научной проблеме, может быть крайне рассеянным в бытовых вопросах и, например, задумавшись, проехать свою остановку в метро).

Потом, бывают разные свойства и виды памяти. Например, кто-то хорошо запоминает цифры и факты, но не помнит лица. А кто-то совершенно не запоминает цифр, но помнит, о чем говорил с этим человеком длительное время назад. И так далее, и тому подобное.

Также память и внимание могут быть в принципе связаны с каналами поступления. Кто-то лучше запоминает информацию зрительную, кто-то – слуховую, кто-то – тактильную, обонятельную... И эти каналы тоже могут делиться: водитель автомобиля и пассажир того же автомобиля, глядя одновременно в лобовое стекло, могут видеть две различные картины и обращать внимание на разные вещи: для пассажира, например, будут актуальными красивые девушки на обочине или реклама интересного фильма, а для водителя – пешеходы, знаки, светофоры и другие автомобили. И если спросить потом у обоих, что запомнилось по дороге – оба назовут разные вещи.

Иногда невнимательность бывает связана с отсутствием мотивации, когда человека заставляют что-то помнить, а у него идет настоящее вытеснение на фоне сопротивления: так бывает, когда его, к примеру, насильно заставляют учиться по нелюбимой специальности, или помнить день рождения неприятного ему человека. Вообще прежде чем запомнить – человеку необходимо информацию воспринять.

Так что вопрос невнимательности чаще всего требует отдельной индивидуальной диагностики.


- По словам психолога из психоневрологического диспансера, где в консультативной категории обследовался для военкомата, сложности с запоминанием происходят от слабости внимания.

Н.Н.: - А слабость внимания – к чему? Внимательность – это по сути способность долго удерживаться на одном источнике информации. Но если рядом появляется другой фактор, который для конкретного человека более значим – внимание может и переключаться, причем довольно ощутимо.

Поэтому, говоря о силе или слабости внимания, начинать следует опять же с того, на какой информации вы хотите сосредоточиться, насколько она для вас актуальна? Возможно, человек живет не так, как ему бы хотелось, идет по жизни не в том направлении, в каком бы хотел сам, поэтому у него идет отторжение поступающей извне информации хотя бы на уровне запоминания.


- Обращался к психотерапевту за техникой развития внимания, получил предложение, грубо говоря, погуглить.

Н.Н.: - Тут мне не известно точно, так ли вы друг друга поняли, но еще раз подчеркну: прежде чем искать какие-то техники развития чего-либо, желательно вначале исследовать, по каким причинам это нечто у конкретного человека "не развивается". Иначе можно попасть в ситуацию применения этих самых техник, не убрав причину проблематики, и тогда все эти техники будут банальной тратой времени и сил клиента.


- Что такое в целом "невнимательность" и можно ли это называть расстройством, требующим лечения?

Н.Н.: - Про невнимательность как раз было сказано выше, а что касается лечения – это зависит от специфики ее выраженности и прочих разных особенностей. Если уровень невнимательности таков, что человек в принципе не способен сам себя обслуживать – это одно дело, а если он, к примеру, не запоминает фамилии каких-нибудь поп-звёзд или спортсменов – так это совершенно другое. То есть не каждая невнимательность есть признак патологии.


- Какова структура ситуации: отношение невнимательности к памяти, уравновешенности, обучаемости.

Н.Н.: - Опять повторю, что понятие "невнимательности" в любом случае требует диагностики, прежде чем с ним что-то делать. Как минимум – требует максимального уточнения понятия и описания, в чем и как оно выражается.

То же самое с уравновешенностью и обучаемостью: в некоторых социумах могут неуравновешенным назвать человека, который, скажем, смеет отстаивать собственное мнение. А некоторые учителя говорят "необучаем" без уточнения – "не обучаем стандартными методами".

А если невнимательность вызвана внутренним напряжением и отрицанием имеющегося образа жизни, то такой человек тоже может быть неуравновешенным эмоционально, если об этом идет речь.


- Есть ли доступные в бытовом применении техники для улучшения концентрации? (Практикую медитацию смешанного вида (предметную и созерцательную), но испытываю здесь ту же проблему.)

Н.Н.: - В свое время институт медико-биологических проблем создал много тестов для космонавтов, в том числе – "на внимательность". Но в итоге пришли к выводу, что для космонавта важнее его профессионализм. И, допустим, неспособность запомнить имена не мешает человеку соответствующего физического здоровья полететь в космос для каких-нибудь биохимических исследований, если он специалист по биохимии. Иными словами, сейчас больше шансов продвинуться у профессионала в своей области, а не у робота, который механически воспринимает любую информацию, но потом не знает, что с ней делать.

И опять же, если есть проблемы концентрации – то повторю снова: до применения каких-то техник необходимо исследовать ее причины, чтобы не получилось так, что вы пытаетесь, к примеру, постричься, не сняв с головы шапку.


- Какую роль в сложностях с вниманием и памятью играет физиология? Может быть, мне не к психотерапевту обращаться, а, например, к эндокринологу?

Н.Н.: - Я бы сказал, что поступать желательно в обратной последовательности: сперва исключить все чисто соматические аспекты. И если вы обошли всех соответствующих врачей, и все они развели руками и сказали "здоров", а проблема всё равно есть – то значит, вам к психотерапевту.


На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина


Tags: "спросите доктора Нарицына"
Subscribe

  • Про ответственность психотерапевта

    Мне тут на днях задали вопрос:согласна ли я с утверждением, что психотерапевт не несёт ответственности за результат терапии? Это внезапно, если…

  • Креативненько?

    Итак, реклама. Говорить ничего не буду, просто покажу. И спрошу: как вам? Пошли бы к такому специалисту? Это не к тому, что "подумайте, какой ужас"…

  • О ведении соцсетей

    Здравствуйте, уважаемые читатели и клиенты. За то время, что я не делала постов в соцсетях, меня несколько раз спросили в личку, куда я пропала. Так…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 23 comments

  • Про ответственность психотерапевта

    Мне тут на днях задали вопрос:согласна ли я с утверждением, что психотерапевт не несёт ответственности за результат терапии? Это внезапно, если…

  • Креативненько?

    Итак, реклама. Говорить ничего не буду, просто покажу. И спрошу: как вам? Пошли бы к такому специалисту? Это не к тому, что "подумайте, какой ужас"…

  • О ведении соцсетей

    Здравствуйте, уважаемые читатели и клиенты. За то время, что я не делала постов в соцсетях, меня несколько раз спросили в личку, куда я пропала. Так…