Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Categories:

Про ремесло и творчество

Завтра я напишу обычный отчет о конференции (про подгруппу 2.3, по плану), а сейчас хочу выложить кусочек из предыдущего обсуждения - на довольно острую тему, которая плюс к тому еще забита различными цензурными блоками.  Строго говоря, мы с этой темой - про творчество - сейчас забегаем вперед, и полноценно можно будет ее обсуждать в плане мотиваций лишь тогда года мы изучим всю третью мотивационную группу. Может быть, потом на этом материале будет отдельный пост, а то и статья на сайт. Но сейчас я хочу просто выложить размышления о разнице между двумя понятиями, которые имеют жесткие цензурно-оценочные коннотации: это творчество и ремесло.


Основную разницу между творчеством и ремеслом мы с НН, кажется, вчера раскопали.
Творчество мотивируется внутренней потребностью человека что-то высказать, выплеснуть, в ряде случаев - донести до внешнего восприятия.
Ремесло мотивируется практицизмом, заработком, потребностью и необходимостью получать средства к существованию.
Поэтому сложно говорить, что "творчество всегда хорошо, а ремесло – всегда плохо".

И если представить опять же прямую, на которой в одном конце будет "чистое творчество", а на другом - "чистое ремесло", то конкретные случаи могут быть в любой точке этой прямой с разной "дозой" творчества и ремесла.
Например: "Я хочу что-то высказать, выплеснуть, создать некое произведение - и может быть, за его публикацию я потом получу деньги".
Или: "Мне нужно получить деньги, а как я могу их получить: вот, например, создать некое произведение".

Но, ИМХО, не всегда можно жестко разграничить творчество и ремесло: например, чтобы написать даже самый конвейерный текст из категории "чтива", нужно уметь писать, читать, знать правила грамматики и уметь складывать слова в предложения, а предложения - в какой-никакой сюжет. Нужно уметь работать, чтобы написать этот текст и выдать "на-гора".
И точно так же, если нужно заработать, часто нужно добавлять в работу именно свой индивидуальный, творческий компонент, чтобы это стало тем самым УТП (уникальным торговым предложением), за которое покупатель заплатит деньги именно вам.

Был вопрос, является ли психоанализ творчеством или ремеслом? А вот тут тоже все будет зависеть от конкретного специалиста. И от его первичной мотивации: либо "Мне интересна эта отрасль науки, но я как прагматик посмотрю, как ее можно применять практически и может быть, не просто изучать ее, а еще и зарабатывать этим" - или "Мне нужно зарабатывать деньги, что у нас сейчас популярно? О, психоанализ! Отлично, буду зарабатывать психоанализом".

И здесь будут чреваты стремления "заработать во что бы то ни стало", хватая, условно говоря, любого клиента без уточнения заказа, просто укладывая его в прокрустово ложе психоаналитических теорий. Про такого специалиста, полагаю, как раз и говорят, что он "ремесленник" в негативной коннотации: именно тот, кто поставил свою работу на жесткий поток, на конвейер, не применяя никаких индивидуальных методов диагностики.

Кстати, насчет нашей новой книги: она - ремесло или творчество? И тут тоже один из примеров "промежуточного состояния", потому что основной мотивацией все же был творческий компонент - потребность автора этот материал опубликовать, выйти на диалог с читателем, дать ему первичную практическую информацию. А затем пошла фаза "ремесленничества": записать этот материал, отредактировать, найти издательство и т.п. И одного без другого быть не могло: хотя основной мотивацией, надо признать, все же было "Давай напишем – и потом, может быть, заработаем", а не наоборот :)
Tags: профессиональная кухня, хочу об этом поговорить
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 32 comments