Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

"Спросите доктора Нарицына" - "Преподаватели и студенты"

Представляем четырнадцатый выпуск нашего нового проекта: мини-интервью с психотерапевтом "Спросите доктора Нарицына". Пояснительный пост о том, что это такое, а также для приема вопросов от читателей, находится здесь.
А здесь - планы ближайших выкладок.

Тема сегодняшнего выпуска -  "Преподаватели и студенты". Вопросы задаёт юзер miss_novak .

Н.Н.: - В данном случае вроде бы заданы конкретные вопросы – я бы сказал, очень конкретные, - но все равно сложно будет дать более-менее конкретные ответы. Я смогу заочно прокомментировать ситуации только в общем.

Первое, что хотелось бы сказать предварительно: к сожалению, в современном преподавании все больше теряется такая наука, как риторика. Это скорее признак старой преподавательской школы: умение говорить, владеть словом и голосом, ораторствовать, в конце концов. Можно сказать, что искусство преподавания состоит минимум из двух аспектов, и риторика – один из них, достаточно важный.
А вторым не менее важным аспектом является владение предметом: но не только академические знания, а, если хотите, любовь к предмету, умение и желание "заразить" им учеников. И бывают очень разные преподаватели с разным сочетанием этих двух умений.

Еще один момент, который важно помнить, обучаясь: каждый преподаватель – живой человек, со своими личностными особенностями, характером и проблемами. У каждого преподавателя могут быть свои цели: как внешние, декларируемые, так и внутренние, бессознательные. У некоторых преподавателей, реализующих выраженно иерархические задачи, вообще может быть своего рода стремление "непонятно сказать, а потом спрашивать".

Кроме того - не забудем и о том, что у разных студентов тоже могут быть разные задачи, мотивы и характеры. Процесс обучения – двухсторонний: его успех зависит не только от того, кто преподает, но и от того, кто учится.


- Была у нас на первом курсе преподавательница, картавая да еще и с особой манерой коверкать некоторые слова. Через несколько занятий заметила я одну странную штуку: часть группы стала картавить, часть вдруг стала вместо, например, "ионы" говорить - "ёны", как она. Вот что это было? Вдолбленное за 17 лет "иди, смотри, бери пример, повторяй за тем, кто старше, главнее, выше по статусу"?

Н.Н.: - Думаю, что это желательно уточнять у тех членов группы, которые так делали. Потому что кроме упомянутого вами стремления "Повторяй за старшим", может иметь место и неосознанное отзеркаливание по демонстративному принципу, и прицельное студенческое правило "рассказывать не только ЧТО говорил преподаватель, но и КАК он говорил". Потому что в этих случаях студент банально может получить оценку на балл выше, если будет копировать речь преподавателя со всеми ее особенностями.
Хотя и тут желательно вначале понаблюдать: иной преподаватель может решить, что вы его, наоборот, передразниваете.


- Лектор. Голос хорошо поставлен, интонации вроде правильные, почему-то ассоциируется со старыми-мудрыми всякими положительными персонажами из советских мультиков. Другой лектор - то же самое, только голос, скорее "советский киношный".
Так вот: лекции их не запоминались от слова "совсем".


Н.Н.: - Иногда хорошо поставленный голос не сочетается с тем самым стремлением "заразить своим предметом других". В таких случаях лекция может восприниматься как декламация лозунгов с трибуны, упираясь в определенные блоки восприятия. Но рекомендация здесь, пожалуй, на заочном уровне только одна: записывайте информацию под диктовку (или с помощью диктофона) в текстовом формате. Особенно если голос у преподавателя четкий. Потом будете перечитывать – и разберётесь.


- Три человека с совершенно "не лекторскими" голосами, преподают не самые простые предметы. Запоминается всё.

Н.Н.: - А это скорее всего обратный пример: большая любовь к предмету и желание передать эту любовь и интерес своим слушателям; контакт со студентами, ведение диалога, общение. И тут лекторский голос частенько оказывается не столь важен.


- Временный преподаватель: во время лекции было ощущение, как будто в голову по периметру забивают гвозди, шляпкой к шляпке. бывают такие люди, у которых во фразе интонация идет плавно на спад, а в конце конкретный такой РЯВК. Это первое. Второе - погоня за красотой формулировки. Говорит красиво, не понятно ничего, переспрашивают, просят "перевести на русский". У кого из группы успела спросить, все отмечают: слушать его лекции трудно, "душный какой-то" и т.д.

Н.Н.: - Здесь можно утешиться тем, что этот преподаватель – временный. Если у преподавателя нет внутренней задачи, чтобы студенты его услышали и поняли – мало что возможно сделать непосредственно с ним. Но можно со своей стороны приложить самостоятельные усилия для изучения предмета по принципу "А я хочу знать этот предмет и буду его знать, несмотря ни на что".


На вопросы отвечал врач-психотерапевт Нарицын Николай Николаевич
Записала Нарицына Марина


Tags: "спросите доктора Нарицына"
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 5 comments