Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Categories:

Перепост о выборе психотерапевта-2

Первая часть здесь.

Оригинал взят у fischdottir в На свою голову -2
Продолжаю. Вот еще списком несколько критериев, на что смотреть, обращаясь за помощью:

1. Специалист способен помочь вам понять, что именно с вами происходит, если вы этого хотите и делает это по вашему запросу.
2. Специалист разговаривает с вами на равных, а не ведется на ваши эмоции или не пытается пристроиться сверху. Или снизу.
3. Специалист предложит вам договориться, а не навяжет строгие правила, если правила есть – у них есть ясные проговариваемые основания.
4. Специалист не предлагает вам свои вопросы для работы – он работает с вами по вашему запросу и о вещах, которые нужны и интересны вам
5. Специалист не прерывает контакта с вами без уважительной причины. Это не значит что вы можете звонить ему круглосуточно и ему нельзя уйти в отпуск. Но об этих вопросах он будет договариваться с вами в открытую и заранее.
6. Специалист не оценивает вас и других людей, только поступки и только по запросу и в рамках терапии.
7. Специалист не работает с членами пары иначе как в рамках семейной терапии. Никогда с обоими по отдельности.
8. Специалист не культивирует у вас иллюзии – ни по поводу того, что вы уже 100% решили свои проблемы, ни о том, что они нерешаемы в принципе, ни о том, что вы уже настолько проработаны, что можете решать проблемы других.
9. Специалист воздерживается от совместных мероприятий с клиентами всегда, когда это возможно.
10. Специалист может признавать свои ошибки, извиняться и компенсировать их.
11. Специалист может отказаться работать с вами по вашему запросу и может предложить вам других специалистов – в тот момент, когда невозможность становится очевидной. Причины невозможности оглашаются, а не подразумеваются.
12. Специалист не поощряет ваше желание проводить в рамках терапии время, большее, чем требуется для решения вашего вопроса и не склоняет вас к постоянному участию в психотерапевтических группах, лекториях или тому подобных мероприятиях. Он также не стремится продлить или сократить время вашего контакта вне оговоренных рамок.
13. Специалист знает, какую сумму он готов получить за свои услуги, оглашает ее, имеет твердую позицию по поводу ее изменения в любую сторону и имеет веское основание для своих деклараций по этому вопросу.
14. Специалист не требует от вас проявлять лояльность к его мировоззрению, его политическим и социальным предпочтениям или поддерживать его метод работы по сравнению с другими. Он также не требует от вас личной верности себе и своему методу.

Да, кстати, специалист не избавит вас от нечистой совести, не отменит ваше горе и не наложит на вас чары привлекательности, но поможет вам, если вы не хотите прожить жизнь в разочаровании что это невозможно или в поисках чудесной таблетки. И вы сможете испытать настоящее раскаяние вместо попыток подкупить себя и окружающих, прочувствовать смысл вашей утраты, вместо того чтоб стараться сделать вид, что вы железный, и понять, в чем ваша привлекательность, вместо того, чтобы фигово косплеить чужую.

Что выходит, если специалист негоден? Варианты грабель неисчислимы. В большинстве случаев работа не идет или подменяется иллюзией работы. Иногда проблема может усугубиться (так бывает и при корректной работе, в ее процессе). Помимо этого вы можете обнаружить себя под гнетом чужих выводов и убеждений или оценок. Вот самый скромный список того, что вы можете почувствовать при некачественной работе:

- вам становится хуже, и улучшения не видно на горизонте.
- ухудшению не придается должное на ваш взгляд значение
- вы чувствуете себя зависимым от специалиста
- вы чувствуете себя подчиненным по отношению к специалисту
- в процессе работы вы утрачиваете адаптацию к жизненным реалиям и не получаете взамен новой
- в процессе работы вы теряете уверенность в себе и это остается за кадром
- у вас есть ощущение, что специалист отмахивается от ваших проблем и вы не можете на это повлиять
- у вас есть ощущение, что специалист навязывает вам свое виденье ситуации
- у вас есть ощущение, что специалист вами злоупотребляет
- у вас есть ощущение, что специалист полагает вас недееспособным

И ОБО ВСЕМ ЭТОМ ВЫ НЕ МОЖЕТЕ ПОГОВОРИТЬ СО СПЕЦИАЛИСТОМ НА РАВНЫХ.

Только вы не можете потому что специалист уводит тему не туда или категорически (или не) возражает, а не потому, что вам страшно высказаться, оттого что вы в других своих отношениях привыкли, что это опасно. Возражайте на то, что вам не нравится, пожалуйста. Это про доверие. Вы можете возражать тому, кому доверяете, потому что уверены, что за возражение вас не накажут и не разлюбят. Если вы специалисту не доверяете, вы не расскажете ему правду, даже если попытаетесь пересилить себя. Но что гораздо хуже, если вы не верите специалисту – вы не расскажете при работе с ним правду себе. Но слепо доверять тоже не стоит, тем более при выборе. Слепое доверие - не доверие на самом деле, это попросту превентивное снятие с себя ответственности за последствия.

Во всех случаях, когда у вас есть сомнения, имеет смысл остановиться, сделать отчетливую попытку обсудить свои чувства и ощущения, и если вы убедитесь, что это невозможно сделать или ваши мнения не совпадают и конфликт неразрешим - прервать контакт. Даже в том случае, если вы подозреваете, что не правы, исказили факты или не нашли в себе сил внятно подтвердить свою точку зрения. Ваша психика и ваша личность принадлежат вам.

Но если вам нужна помощь, то действующее лицо - вы. Тот, кто делает – вы, а специалист – тот, кто вам помогает. Иначе у вас нифига не выйдет, потому что барский подход "сделайте мне красиво вчера" в психологии не работает, купить работу над собой, проделанную другим человеком нельзя. Или делаете вы, или вы врете себе, что пришли за помощью. Помогающий не центральная фигура, центральная фигура вы, тот, кто хочет чтоб ему помогли. Но и вы тут не главный. Иначе вы будете учить других жить, в то время, как учиться жить надо вам. Я уверена, что иерархические отношения со специалистом не работают и что отношения без уважения к специалисту не работают тоже. Но без уважения, а не без обожания и подобострастия. Отношения клиента и специалиста- отношения равноправные, но ответственность в них разная. А вот уважение должно быть взаимным.

Вообще, два глобальных перекоса в отношениях со специалистом - это попытки наделить стороны в этом контакте не присущими им качествами. То появляется святой по роду деятельности специалист, каждое слово которого – закон и беспомощный невежественный клиент, слабоумный от рождения и недееспособный иначе как под руководством специалиста. То выходит, что клиент – это такой специально всемогущий злокозненный персонаж, вся задача которого – ставить неразрешимые задачи перед специалистом, которые тот обязан в поте лица решать. Между тем, обе стороны – попросту люди, со своими чувствами, убеждениями и опытом. И назначать кого-то одного отвечать за весь процесс так же глупо, как и делать вид, что в этом процессе никто ни за что не отвечает.

Перекосы в результате выливаются в вещи очень некрасивые. Если уж начинать сначала, то среди тех, кто обучается помогающим профессиям количество недобросовестных людей и попросту троечников такое же, как и в других профессиях. Только здесь на выходе мы получаем защищенного дипломом шарлатана или недолеченного недоучку с апломбом и жаждой утвердить себя за счет других. Образование, особенно нынешнее, этичности получившего диплом не гарантирует. Ее вообще ничто не гарантирует, кроме, простите, совести. Разнообразные кодексы, которые я упоминала – это всего лишь декларация, как сообщество профессионалов хотело бы, чтобы обстояли дела. Реальность от кодексов отличается. Если присмотритесь – вы прямо в интернете найдете вполне популярных товарищей, которые тешат себя властью над другими, набирают клиентуру из приятелей и знакомых, выдают чужие тайны, высказывают точки зрения совершенно людоедского свойства, пытаются лечить без запроса, и т.д., и т.п., в общем, так или иначе профанируют область деятельности, как таковую. И вы обнаружите, что профессиональное сообщество молчит и смотрит в сторону. Даже там, где у вас, не специалиста, глаза лезут на лоб. Увы, коммерциализация помощи на нашей почве мало что оставляет от помощи, зато привносит в нее законы дикого рынка. Клиент - это деньги, поэтому, можно наткнуться на целые школы, основной способ выживания которых – носиться с клиентом как с писаной торбой, лишь бы платил, или напротив, давать клиенту понять, что он такой негодный, что без лишних тысяч никак не обойдется. Поэтому включенная голова – не опция, а необходимость.

Еще есть практика поощрения клиентов относиться к терапии, как образу жизни. В результате человек отращивает себе к своим проблемам еще и зависимость от терапии. И подсаженные на иглу люди годами ходят к специалисту или в группу, переходят в другую, потом снова идут куда-нибудь, потому что сформировали зависимость от среды и практики. А между тем, задача специалиста – чтобы ваш поход на терапию был конечен. Чтобы вы добились выполнения собственного запроса, чтобы вы адаптировали себя к реальности, а не подменили ее безопасной атмосферой на приеме или в группе. Личностный рост - образ жизни, но личностный рост с неубираемыми никогда подпорками – это не оно. Это как сломав ногу потом ходить на костылях всю оставшуюся жизнь, несмотря на то, что нога уже зажила, просто потому что так менее страшно навернуться на ровном месте. Поддерживающая длительная терапия вообще имеет смысл в ограниченном количестве случаев, например, с клиническим специалистом, если человек принимает лекарства.

Но есть и ситуации, которые к злоупотреблениям отношения не имеют. У любого человека в отношениях, если договоренности не отчетливы, возникает раздражение от несбывшихся ожиданий. У некоторых умельцев оно возникает даже при наличии отчетливых договоренностей. Вот, например частый случай - клиент предъявляет специалисту претензии в недостаточном внимании и уважении, будучи, увы, сам неспособным на таковые и на фоне эпического эмоционального голода, который и есть одна из его ключевых проблем. Ненасытность свою он при том не замечает, собственную агрессию и хамство - тоже. Это распространено не меньше чем палить траву по весне и конструктивно примерно в той же степени. Тем не менее, с этим можно работать, и успешно. Опять же, специалист обучен и будет искать пути научить этого человека компенсировать его ненасытность самостоятельно, одновременно и показывая ему, что есть вполне годные и менее деструктивные формы коммуникации.

А вот практически обратный вариант: специалист спрашивает вас в ответ на претензию - а как бы вы хотели, чтоб я отреагировал? Что бы вы хотели, чтоб я сказал в ответ? Это работающий прием, да, но по какой-то причине специалисты часто используют его раньше, чем клиент готов на самом деле ответить на такой вопрос. То есть, человек едва научился не прятаться под стул при высказывании своего мнения, а ему предлагают взять на себя ответственность за свои желания в отношении другого человека да еще и предъявить эти свои желания. А он еще не умеет, поэтому сначала надо научить предъявлять, а потом предлагать это сделать. Если наоборот – получается манипуляция с целью заткнуть рот. Адекватным в данном случае будет ответить: «Я пока не могу ответить на ваш вопрос, я не чувствую достаточной уверенности и безопасности», – а не выжимать из себя бог знает что, раз вопрос задали. Но сходу такое сможет не всякий. Начатки доверия при таком раскладе идут лесом, опять на колу мочало – начинай сначала.

Не то, чтобы все специалисты специально лажали в работе и все клиенты злостно требовали избыточного внимания. Но когда это происходит, причины и преждевременных вопросов, и чрезмерных ожиданий лежат в области нарушения коммуникации. Тупик происходит оттого, что специалист неверно оценивает степень готовности клиента, на основании неверных сигналов, которые тот подает. Эти неверные сигналы чаще всего про то, что мы поняли то, чего на самом деле не поняли и про то, что мы не боимся делать то, чего на самом деле боимся. Но в разговоре это понять и разрулить можно – если это опять же разговор на равных. И если это разговор со специалистом, в котором клиент принимает осознанное участие.

На этом пока все, дальше будет еще. Тема про злоупотребления вообще отдельная и обширная, тема про ожидания – тоже. Но я собираюсь для начала подумать о том, почему нам к специалисту не хочется.
Tags: из френдленты, метко сказано, о выборе психотерапевта, перепост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments