Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Перепост о выборе психотерапевта-4

Начало здесь
Вторая часть здесь
Третья часть здесь

Оригинал взят у fischdottir в На свою голову - 4


Казалось бы, разнообразные этические критерии работы помогающего специалиста должны были бы оставить вопрос насилия вообще за рамками профессии. Но на этом деле, к сожалению, прокалываются многие специалисты. Прежде всего потому, что одной из целей работы является помощь человеку в интеграции в социум. А раз социум поражен вирусом насилия и весь его контекст подразумевает существование в рамках культуры изнасилования, то сооответственно и интеграция в такой социум связана с принятием постулатов насилия как объективной реальности. Но существует серьезная мировоззренческая разница между признанием насилия объективной реальностью и признанием насилия нормой на этом основании.

Для вывода из контекста насилия существует отчетливая дорога, с вехами, обладающими неразмываемым дискурсом смыслом. Еще одной проблемой является то, что выход из контекста насилия отнюдь не всегда содержится в запросе клиента и вообще отнюдь не всякий человек планирует выход из социально одобряемого контекста. Таким образом специалист часто оказывается связан рамками договора с клиентом вне зависимости от своего личного отношения к вопросам насилия. И если такие темы как прямая и непрямая агрессия, признание себя жертвой и противостояние насилию имеют возможность проникнуть в контекст работы, то нечто большее – то есть социокультурные осмысление гендерного перекоса, будничных проявлений насилия и подтверждение реальности возможности сопротивления сами по себе без запроса клиента внутри контекста не появляются. При работе с жертвами насилия есть свои технологии, но при работе с другими запросами они используются ровно в той мере, в которой соответствуют запросу, а не в первую очередь. В том числе потому, что не были запрошены клиентом. Специальной точки зрения, рассматривающей любую ситуацию, как ситуацию насилия по причине того, что она происходит в патриархальном, пронизанном насилием обществе, не существует. Базовая грамотность в отношении того, что является насилием есть у каждого специалиста, но это, к сожалению, не гарантирует отсутствие у конкретного специалиста белых пятен в разных областях.

Специалистов учат распознавать признаки насилия. И это не так трудно как кажется, потому что люди, живущие в ситуации насилия по своему поведению и даже по фразам, которые они употребляют похожи друг на друга как близнецы. Но вот проблема: большинство терапевтических методов ориентированы на то, чтобы помочь клиенту сделать то, что он хочет сам, не настаивая на том, что это сделать нужно. Помощь в реальной ситуации насилия вы точно получите, если именно с ней и обратитесь – и это будет реальная помощь, если вы захотите ее принять. В ситуации когда у вас на лбу написано «насилие», но вы молчите о нем, как партизан, специалисту остается только работать, с мыслью, что с его помощью вы сможете переосмыслить происходящее с вами. Меры принимаются только при угрозе жизни, да и то, увы, пока вы не согласны или пытаетесь соскочить в процессе (если бы вы знали, сколько народу пытается соскочить в процессе) никто извне вас не спасет, может только оказать поддержку. А в отсутствии угрозы жизни и угрозы личности, терапия вообще ориентирована на сохранение отношений, если клиент не заявил иначе.

Пара или семья рассматривается как нечто, априори достойное сохранения – и не только в семейной терапии. В некоторых подходах принято полагать, что в основе деструктивных действий может стоять любовь. На мой взгляд это глубокое заблуждение. Более того, я не понимаю, почему любовь трактуется как более уникальная и ценная эмоция, чем остальные. Боюсь, что это издержки именно культуры изнасилования. В ней принято считать, что любовь это некоторое сверхценное и сверхжеланноесостояние, которое автоматически делает все действия на его основе нравственными и положительными (или хотя бы оправданными). Разумеется, как и любая другая эмоция, эта не несет в себе никакого заряда нравственности и даже полезности. Более того, четкое определение, как и в любом случае, когда речь идет о приписывании понятию не свойственных ему характеристик, найти невозможно. Ну что ж, всегда найдутся люди, готовые руководствоваться абстракцией в отношении своей и чужой жизни, и все было бы ничего, если бы абстрактное понятие не было так легко использовать в оправдание насилия и бездействия. Поэтому, если вы обнаружили, что помимо вашего личного мнения в сессии присутствует такого рода мнение специалиста – вы можете настаивать на том, чтобы ваше мировоззрение не подвергалось атаке. Не имея опыта это может оказаться трудно сделать, но это рабочая ситуация. И еще один маркер того, насколько вам годится ваш специалист. При этом специалист, разумеется, имеет право на свое мнение и на его высказывание, но настаивать на своем незапрошенном мнении будет все тем же насилием. Я не говорю о тех ситуациях, когда заблуждаетесь вы. А такое тоже бывает и довольно часто. Я ровно о том, что задача специалиста - не убеждать вас в чем-то по поводу насилия, а твердо стоять на позиции противодействия насилию, чтобы вы не морочили себе голову на предмет так это или не так.

Помимо прочего в рамках любого метода редко обсуждают, что у насилия мужское лицо, как это обстоит при анализе физического и эмоционального насилия по фактической его частоте. Дело в том, что в социуме паттерн насилия усваивается всеми его членами вне зависимости от пола или социальной группы, и практикуется тоже всеми. Поэтому на терапии количество случаев насилия мужчины над женщиной не преобладает над количеством случаев, к примеру, насилия родителя любого пола над ребенком любого пола, причем в связи с тенденцией в рамках терапии искать причины именно собственного поведения и убеждений, самым частым случаем бывают отношения насилия с матерью. Причины, по которым мать ведет себя определенным обраазом принято рассматривать в личностном, в крайнем случае семейном, но не в социальном контексте.

Есть и такая тенденция: как в социуме, так и в рамках терапии такие качества как мягкость, уступчивость, прилежание, эмоциональность, смирение, скромность принято рассматривать как женские, а такие как честолюбие, решительность, настойчивость, замкнутость, сосредоточенность, ориентацию на результат – как мужские. Вредит это и женщинам и мужчинам, несмотря на то, что просто отражает общественный стереотип, а не развивает его с нуля. На самом деле подобное верование, получающее подтверждение от специалиста в процессе работы над собой может оказаться значительно деструктивнее простого среза общественного мнения.

Тут мы близко подходим к теме, о которую тоже многие спотыкаются - к теме прощения. Очень часто различные практики предлагают простить родителя или другого участника некомфортных отношений и можно уверенно говорить, что предлагают это сделать в первую очередь женщинам, хотя бы просто потому что они – основная часть клиентуры. При этом многие ситуации принято рассматривать как ситуации конфликта, а не как ситуации насилия. Более того, прощение по умолчанию считается положительным процессом или достижением. Предполагается также, что прощение оказывает укрепляющее и освобождающее влияние на клиента. Однако я не вижу специальных внерелигиозных, внепатриархатных или просто психологически конструктивных предпосылок настаивать на необходимости прощения насильника любого рода. Более того, считаю разрыв между личностью и поступком, который возникает при работе с этой темой практически неизбежно, игрой на стороне насилия.

Если попытаться выделить критерии годности специалиста с точки зрения его работы вне культуры изнасилования, то признаков довольно много. Я опишу не все, но добавлю наглядности ссылками на вполне публичные выражения мнений. Подозреваю, что после этого гостей из мира психологии у меня в блоге поубавится. Ссылки – первые из попавшихся в жж, то есть долго искать не надо, это к вопросу о качестве в профессии вообще.

Итак:
- замечает ли специалист насколько его собственный инструментарий, который он использует в процессе терапии окрашен дискурсом насилия или свободен от него.
http://tumbalele.livejournal.com/87786.html и так, вообще по блогу посмотреть. Товарищ Яломом себя возомнил, только вот деликатности по отношению к клиенту это ему не прибавило. И ненасильственным методам хотя бы ведения беседы не научило.
Вот еще один наглядный пример – автор не понимает, почему нельзя того, что написано в списке, который сам и перепечатывает: http://psyteaman.livejournal.com/566937.html

- совершает ли специалист насилие по отношению к вам
http://psy-pro.livejournal.com/266312.html Обсуждение тут, посты хранит добрый кэш яндекса, по ссылкам «специалист» позорище прикрыл. Феерия просто.

- пытается ли специалист навязать вам более положительное отношение к насилию и насильникам
http://www.pravoslavie.ru/jurnal/39375.htm - ну эти две просто притча во языцех. Но иметь в виду, что вот такое может в голову полезть, стоит.

-пытается ли специалист использовать вас в своих целях, как объявляя об этом прямо, так и завуалированно
http://users.livejournal.com/_esina/1161335.html - А что такого? Подумаешь приманила на бесплатную терапию и тут же ссылочку на себя любимую на кастинге повесила. Ну там и без этого хватает отношения к терапии, как к торговле.

-пытается ли специалист оперировать неоднозначными и мифологизированными понятиями не проясняя их и склонить вас к прощению без запроса.
http://ludmilapsyholog.livejournal.com/225712.html - эту даму я вообще один раз привожу с трудом, потому что эпическими ляпами она отметилась во всех возможных областях. При этом ничего, вполне себе практикует.

- являются ли получаемые вами навыки предпочтительными для культуры изнасилования, например, инструментарием насильника, выдаваемым вместо инструментария жертвы и наоборот.
http://bilet-v-zirk.livejournal.com/1474232.html - Вот тут автор цитирует участницу тренинга. Автор поста к этому действу непричастна, выражает внятную и заслуженную оценку подобного шарлатанства.

- получают ли ситуации и действия в рамках насилия однозначное маркирование и вывод об их неприемлемости.
http://re3.livejournal.com/20894.html - своего рода шедевр отведения глаз. Нормально человеку вводить других в транс для использования их в качестве маркетинговых инструментов. Психологу, ага.

Во всех описанных случаях специалист будет негоден не только как носитель идеологии насилия, но и как специалист в целом. Да собственно, что я - скандалы с участием и недоучек и вполне дипломированных гуру всплывают с завидной регулярностью. Так что смотрите и делайте выводы. В большинстве случаев дурные деятели проговариваются, и становится понятно, куда товарищу стоит пойти, и куда вам - не стоит.

На эту тему у меня осталось не так уж много мыслей, надеюсь добить в следующий раз.

Tags: о выборе психотерапевта, перепост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 30 comments