Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Перепост о выборе психотерапевта - 6

Оригинал взят у fischdottir в На свою голову - 6

Начало
здесь
Вторая часть здесь
Третья часть здесь
Четвертая часть здесь
Пятая часть здесь

О «стимулировании покупки».



С услугами на коммерческой основе непросто, особенно с услугами, которые подразумевают отношения. Потому что на отношения отплата накладывается своеобразно, а прояснять ожидания на берегу привычка есть мало у кого. Невозможно встать в позу и принять радикальное мнение одной из сторон - специалисты правы или клиенты правы. Если всегда прав специалист – это вымогательство, а если всегда прав клиент – это проституция. А дьявол, сволочь, в деталях – поэтому каждый раз надо смотреть на все, и решать по фактам, а не по сочувствию фракции.

Что мне представляется самым важным? Что люди путают услугу, помощь и товар, путают по такому параметру, как результат. И выходит у них, что раз заплатил за услугу – то значит, результат себе купил. Тресни - но обеспечь, уплочено. А те, кто услуги предлагает – используют это заблуждение на всю катушку. То дипломчик в рюшечках слепят, то медаль выдадут, то еще что. Такое овеществление нематериального результата. Работает, да, правда, строго определенным образом – совершается подмена осмысления результата его овеществлением. И отчетливо показывает, что работы над собой не было – одни фокусы. Литье воды на мельницу неосознанности - народ в массе уверен, что можно заменить работу мозга деньгами – и пусть у специалиста голова болит. Она, видимо, и болит, потому что в области продвижения своих услуг даже весьма адекватные специалисты идут на поводу у коммерции.

Я хорошо понимаю, что если человек предлагает услугу, то ему нужно как-то находить тех, кому эта услуга может понадобиться. Но елки зеленые - делать спамные рассылки, чтоб окучить клиентов? Давать условия из серии «приведи товарища – тебе скидка выйдет»? Скидывать процент при предоплате? Работать в кредит? Да сколько можно-то? Это, черт побери, маркетинговые ужимки, к помогающим профессиям отношения не имеющие. Кем надо быть в своем деле, которое подразумевает повышение осознанности того, кто к тебе обратился, если подходить к нему с манипуляцией для повышения продаж? Не все средства хороши, ей-богу.

И честно говоря, каждый раз, как я смотрю, сколько стоят услуги специалиста, у меня глаза на лоб лезут. Ребят, это здорово, что вы себя так цените, но когда посещение одной группы или одна встреча со специалистом стоят как средний двухнедельный заработок – вы все-таки подумайте, кого и зачем хотите видеть в качестве своих клиентов. И уж будьте честны – сообщайте, что ориенируетесь на обеспеченную часть публики, а то, как рассказывать, кому вы можете помочь – так прям день открытых дверей, а как на деле – так сегрегация по имущественному признаку. Мне, конечно, можно возразить, что все нынче дорого – и аренда кабинета, и услуги специалиста, и масса сопутствующих расходов, но, в целом, специалисты начинают напоминать бомбил, которые в плату за одну поездку пытаются впихнуть дневной расход на бензин и заодно подстраховаться на случай непредвиденной поломки, штрафа и конца света. Завышение цен превращает услуги специалиста в предмет роскоши. По-моему это противоречит самой идее профессии. Опять же, можно мне возразить, что качество стоит денег. А я не спорю, стоит. Но адекватных, и говорить об этом надо сразу, чтоб не создавать ложных ожиданий.

Есть миф, что платное ценится человеком больше, чем бесплатное по самому факту оплаты деньгами, и его почему-то очень любят привлекать, чтобы подтвердить необходимость платить за услуги специалиста, видимо, уж совсем для тех, на кого другие уговоры не действуют. Ерунда, наведенное коммерческое значение. Ценится то, что имеет значимость, а не то, что куплено за деньги. Купленное может иметь большее значение, чем случайно найденное, к примеру, потому, что за купленное человек рассчитывается в конечном счете своими силами и временем, а также ограничением в выполнении других желаний. Но при обращении к специалисту человек в любом случае задействует свои силы и время. Почему-то никто не полагает, что услуги зубного врача ценятся больше, если за них заплатить, чем если они бесплатные. Ценятся они потому что в данный момент нужны. И если говорить о обесценивании помощи - люди одинаково склонны обесценивать что платную, что бесплатную помощь – прежде всего потому, что рассматривают помощь не как товар, а как эмоциональный контакт, и потому что склонны к обесцениванию, как к защите от разочарования. А рассматривание помощи как товара/услуги сводит ее к покупке и выхолащивает ее смысл.

Идея платности как стимула порочна просто потому, что создает нравственную путаницу и размывание значимости действий обоих участников контакта. Платить за работу совершенно нормально и естественно, но платить, чтобы не наплевать на чужую и свою работу по меньшей мере неконструктивно. Если во главе угла стоит оплата – значит угол занят и работа там не стоит.

Адекватное вознаграждение за услуги специалиста – вопрос равноправных отношений, без перекосов, свойственных торговле, где или «вас много, а я одна» или «клиент всегда прав» и именно поэтому финасовый вопрос – лишь часть договоренности. Я не знаю, кто придумал, что если клиент платит за услугу, он будет ценить ее больше, чем если бы получил бесплатно, но на мой взгляд этот человек вообще исключает из вопроса такие вещи как возможность договоренности и динамику отношений. Если уж присваивать оплате дополнительные смыслы, то она скорее защищает специалиста от выгорания (но ох, как не полностью), а не клиента от разочарования. Финансовая часть контракта гарантирует фактическое равноправие вступающих в отношения людей, а не просто стимулирует клиента к выполнению своей части обязательств или дает специалисту компенсацию за потраченные усилия.

При бесплатном оказании услуг специалистом существует множество перекосов, но большинство из них связано не с бесплатностью, а с неоправданными ожиданиями, с некомфортной иерархией, наконец, с нравственной незрелостью. Оплата зрелости не обеспечивает, как и не отменяет неоправданных ожиданий или иерархического перекоса в отношениях. Она просто задает отправную точку: двое взрослых людей договорились работать на благо одного из них , компенсируя эту работу для другого. Не стоит коммерциализировать сознание ни клиента, ни специалиста, клиент не покупатель, а специалист – не продавец, они, прежде всего, люди, только люди могут помогать друг другу.

О необходимости возить саночки.

Предварительный договор со специалистом часто включает в себя оплату пропущенных по вашей инициативе встреч. Это делается не столько для того, чтоб терапевт не упустил свои денежки, сколько для того, чтобы у вас было реальное представление, что за виляние хвостом и легкомысленность в отношении чужого времени вы несете ответственность в первую очередь перед собой. У себя лично из кармана.

Договорились, не подумав? Договорились, а потом очень перехотелось? Договорились, но не имели в виду выполнять договоренность? Отвественность ваша. Даже если вы договорились а потом внезапно. Случаев, когда так внезапно, что предупредить за день невозможно очень считанное количество. И это другой разговор. Зато случаев, когда договорился, а потом подумал «да ладно, прорвемся» и не предпринял никаких действий, чтобы на договоренность ничего не наложилось – миллион. А это тоже ваша ответственность.

Именно вы отвечаете за то, чтоб обеспечить выполнение договоренности с вашей стороны. Даже если все договоренности исключительно о вашей собственной пользе, если вы договорились с другим человеком поработать на эту пользу, отменить эту договоренность просто так - нельзя.

О цене усилия.

Разумеется, как и все остальные системы у нас в социуме система получения помощи устроена так, что если у тебя есть деньги, получить ее больше шансов, чем если нет. И не секрет, что малоимущим помощь нужна не меньше, чем имущим много. Только выделить на нее средства они могут лишь по остаточному принципу. По совсем остаточному, потому что голова - не нога и вообще, чем суровее условия жизни, тем менее популярна идея покопаться в голове при помощи инструментов, отличных от лома. Но есть достаточно людей, которые обратились бы за помощью, если бы могли это потянуть.

Это самое «потянуть», конечно, еще та засада. Странным образом деньги или другие средства на отдушину от паршивой жизни находятся намного легче, чем деньги на починку головы. До смешного – человек будет копить на праздничную коробку конфет или тряпку, но ту же сумму на специалиста копить не будет. Завихрения мозга очень прочно проходят по категории «само пройдет».

Но опять же, есть люди, кто не может и на одну конфету потратиться, а чинить голову готов. Только опять засада – для починки головы надо что-то сделать. А где взять силы? А ведь силы нужны даже на простой поиск специалиста, который денег не возьмет или возьмет минимум. Вот если бы бесплатный специалист сам нашел. Угу, если сам нашел, можете радостно ставить галку - не специалист. Не потому что бесплатно, а потому что гоняться за людьми с предложением починить им голову мягко говоря не в русле области деятельности, которая подразумевает, что инициатором контакта является клиент. Потому что надо оно ему.

Но как-то странно получается, надо клиенту, а задать поисковый запрос «бесплатная терапия» религия не позволяет. Вот в бложике или на форуме спросить – сколько угодно, ведь тут можно долго перебирать варианты, предложенные другими и так и не найти подходящего. Зато деятельность позволяет наврать себе, что готов-готов чинить голову, просто возможности нет. И ведь смотришь – и вправду нет, как заходит речь о чем подобном – столько дел оказывается у человека, такое тяжелое положение, так далеко ездить, и вообще.

Честно говоря, гугл все стерпит, конечно, но по запросу «бесплатный психолог» ссылок эдак миллионов семь. И если очень надо, то выловить ту, что не жалко проверить – это только потратить немного времени за компом. Но идея «я не могу себе этого позволить» базируется не на фактах, а на представлении человека о себе и своей ситуации.

На этом месте обычно отрастает возражение – ну хорошо, я вот найду бесплатного специалиста, а вдруг он шарлатан и я об него еще больше попорчусь? Ммм, а кто заставляет идти к первому попавшемуся и кто заставляет не проверять репутацию? Закон природы о том, что забесплатно жри, что дают?

Итого – бесплатную помощь вы получить можете, но время и усилия - ваши. Только не ожидайте, что бесплатная помощь упадет на вас сама. Лотерейный билет таки купить надо. Один раз спросить и разочароваться – мало. Читать в сети душеспасительную литературу тоже мало. Слушайте, специалисты работают даже с бомжами и заключенными, у вас всяко больше вариантов.


О том, из чьего кармана.

Последнюю штуку в этой теме скажу. Почему не надо ходить к специалисту на чужие деньги? Не потому, что это обретение помощи за чужой счет, нифига. А потому что тогда ваша возможность заключить договор со специалистом зависит от третьих лиц, а значит в вашем договоре со специалистом на то, чтобы помочь вам появляется заказчик – и это не вы. Вам оно надо - дергаться, как вы отработали оплаченное за вас вместо того, чтобы решать свои проблемы? Получается-то что за свои деньги этот самый заказчик нанимает вас и специалиста, чтоб вы оба сделали ему из вас красиво. Какая там работа над собой. Какая там договоренность - нельзя заключить договоренность с клиентом, если не он принимает решение о заключении договора. Даже если денег вам готов дать самый близкий друг или любимый родственник – Моня пьет на свои, иначе получается работа на дядю. Почему специалисты детские работают и с родителем, и с ребенком – потому что иначе ситуация будет такой: ребенку паршиво, родителю неудобно, специалист работает с ребенком, а результат в упаковочке получает себе родитель – заказчик. А ребенок остается объектом, из которого делают себе поудобнее.

Еще может возникнуть вопрос – а как быть подросткам? То есть тем, кто решение про себя принимать может уже сам, ответственность за себя нести может, а средств на помощь специалиста взять неоткуда? Идея скопить на поход к специалисту из денег на завтраки – малоперспективна. Увы, в нашей реальности – искать адекватные группы и бесплатных специалистов.У подростков есть преимущество перед взрослыми людьми – работать над собой в группе для них естественно, даже если они не особенно ловки по части установления контактов. Группа – более безопасная среда, чем социум в целом, так что там может оказаться проще. Но тут у специалиста должно быть жесткое понимание, что нельзя поощрять подмену социума группой – это сводит на нет и работу со взрослыми людьми, а подростка может попросту деформировать. Вопрос чертовски больной. Думаю, что еще вернусь к нему потом, потому что важно.

Но пока это, наконец, все, что я хотела сказать по теме.

Tags: метко сказано, о выборе психотерапевта, перепост
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 4 comments