Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Про конференцию

Вчера конференция была посвящена теме сублимации. А вообще тема конференции в итоге стала звучать так: "Сублимация, талант, творчество".

С понятием сублимации, увы, та же история, как и с терминами "депрессия" и "фобия", если не хуже: это понятие не только "широко пошло в народ", но еще и исказилось "в народе" определенным образом. Довольно часто сублимацией именуется чуть ли не всё подряд. Например, человек много работает – сублимация. Занимается творчеством – сублимация. Заводит домашнее животное – сублимация! Увлекается общественной работой, политикой, изучает психологию сексуальности – тоже сублимация! В общем, примеры из серии "на живых не угодишь", но речь не столько об этом, сколько о том, что сублимация сейчас становится чуть ли не ругательным словом: при том, что далеко не каждый, этот термин использующий, понимает его суть.

Как раз вчера во время конференции обсуждали: если кто-то пишет некие тексты, как говорится, "с высоким рейтингом", а проще – близкие к порнографическим, является ли это сублимацией, как иногда любят говорить и подобные авторы, и их читатели?
Супруг сказал, что не является. Что это скорее ближе не к сублимации, а к мастурбации. И что если вспомнить определение – то сублимацией называются формы человеческой деятельности, не имеющие видимой связи с сексуальностью, но порожденные силой сексуального влечения. Да, в качестве основных форм сублимации Фрейд описывал художественное творчество и интеллектуальную деятельность. Но здесь важно понимать, что конкретно является конечными целями данного творчества. И если опять же исходить из определения - творчество, которое можно называть сублимацией, видимой связи с сексуальностью все-таки не имеет.

Вообще тема довольно сложная в первую очередь потому, что, согласно тому же Словарю по психоанализу Лапланша и Понталиса, "…поскольку теория сублимации осталась у Фрейда слабо разработанной, мы располагаем лишь отдельными намеками на то, как следует разграничивать сублимацию и сходные с ней явления — реактивные образования*, торможение при достижении цели*, идеализацию*, вытеснение* и т.д. К тому же, считая способность к сублимации существенным условием успешного лечения, Фрейд нигде не показал ее конкретно.[…] Сублимация —часто используемое в психоаналитической литературе понятие; оно настолько отвечает глубинным задачам фрейдовского учения, что трудно даже понять, как можно без него обойтись. Однако мы не располагаем связной теорией сублимации, что остается существенным пробелом в психоаналитической мысли".

Так что супругу вместе с участниками конференции по сути пришлось некоторым образом разрабатывать и дополнять фрейдовскую мысль: собствнено, так в нашем курсе происходит часто, почему он и называется "По стопам Фрейда и немного вперед". В частности, обсуждали "этологические аспекты" сублимации, ощущения "удовольствия от прекращения неудовольствия" (в том числе по поводу того, является ли сублимацией трудоголизм – тоже не является на самом деле), а затем говорили о различных бессознательных моментах творчества и природе таланта.

Потому что, возвращаясь к началу, неверно считать, что-де творческий человек "сублимирует в своем творчестве свои сексуальные потребности, которые ему негде удовлетворить". Причин "потребности в творчестве" может быть много, и сублимация – вовсе не основная! К тому же, как нередко приходилось повторять за время занятий, чем шире и богаче у человека бессознательное – тем более вероятно он может быть талантлив и способен к творчеству: при этом не вместо сексуальных потребностей, а вместе с ними.
Tags: наши скайп-конференции, профессиональная кухня, рабочее и прочее
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments