Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Category:

О психотерапии и психологической грамотности

Конференции вчера не было - НН приболел, решили в скайпе не хрипеть пока :)

Но вместо этого - смотрите. какой у меня есть шикарный перепост.
Приношу с разрешения автора.

Оригинал взят у tinka1976 в О психотерапии и психологической грамотности

Я тут, как всегда внезапно, обнаружила, что уже могу делать то, чего раньше делать не могла. Так вот оно у меня работает.
Я не чувствую какого-то перехода, мол, вот раньше я была глупая и неопытная, а сейчас я ого-го! Я не учусь действовать конкретно в этой ситуации, я даже не обсуждаю те давние травмирующие факторы, которые делают для меня подобные ситуации проблемными. Но однажды вдруг оказывается, что я легко и непринуждённо сделала то, что мне бы и в голову не пришло раньше, а если б и пришло, я не сочла бы себя способной на такое.
Теперь же я просто делаю это. Сама. Потому что всё-таки что-то изменилось там внутри, незаметно, позволяя мне не терять идентичности с собой, не ломая себя и не стремясь к каким-то там вершинам.
И я вдруг как-то зацепилась за слово "грамотность". Ну ведь реально же, грамотность - это умение читать и писать. И если на какой-то двери написано "не беспокоить", грамотный человек прочитает и пройдёт мимо на цыпочках. Причём для человека неграмотного это будет непонятно и удивительно. А на другой двери написано "звонок не работает, стучите громче", что грамотный человек и сделает, и получит опять же нужный ответ, хотя для неграмотного выявить аналогию, почему мимо этой двери нужно пройти тихо, а в ту не звонить, а громко стучать, практически невозможно, двери-то разные и систематизации по принципу "мальчики - налево, девочки - направо" "мимо железной идти тихо, в деревянную стучать громко" не поддаются.
Так и с психологической грамотностью - грамотный человек сделает то, что позволит ему самым выгодным образом пройти по ситуации, потому что он знает психологический "алфавит", умеет складывать эти "буквы" в "слова" и понимать смысл этих "слов". А не запоминает, мол, если встретилась такая-то картинка, надо сделать вот так.
Конечно, проявляется эффект от грамотности не сразу, ведь сначала надо запомнить буквы, научиться складывать их в слова, а потом уже бегло читать, понимая смысл. Но это всё равно гораздо эффективнее, чем запоминать конкретные ответы-"таблички". Вдруг однажды вместо "не беспокоить" будет написано "не шуметь"?)))

Если исходить из этой аналогии, директивный психотерапевт с его чёткими и понятными ответами "мимо этой двери иди тихо", "в эту дверь стучи громко" - это человек, безусловно, грамотный. Он сам умеет читать и писать. И чем-то похож на того средневекового грамотея, который за плату читает своим неграмотным соотечественникам написанное или пишет вместо них. Быстро и труда никакого. Только заплати за каждое прочитанное или написанное.
Консультативный психотерапевт по этой аналогии - это тоже человек грамотный, но который за плату возьмётся научить вас читать и писать. Правда, сначала вам придётся учить алфавит, потом складывать буквы в слова... Это дольше и вообще, особенно сначала, бывает мало понятно, как это поможет вам на цыпочках проходить мимо одной двери и стучать громче в другую))).
Но уж что вам нужнее - выбирайте сами.

Tags: о выборе психотерапевта, отзывы клиентов и читателей, перепост, рабочее и прочее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 22 comments