Собственно, акцентуации изучает классификация Кречмера-Леонгарда-Бурно, хотя и здесь нет полной преемственности. Также важно помнить, что Леонгард – психиатр и вряд ли опирался в своей изначальной классификации на здоровых людей. Здоровыми занялись чуть позже: в частности, на них разрабатывался "лингвистический метод" Одберга и Олпорта, на базе которого позже был создан 16-факторный тест Кеттела. (Кстати, после того, как мы перевезём сайт на новый движок и дизайн, мы займёмся добавлением тестов в МК, и первым будет Кеттел).
Но пользователям Кеттела шестнадцать факторов показалось много, и позже была предложена так называемая Большая пятёрка, где осталось, соответственно, всего пять факторов:
открытость (артистичность, любопытство, впечатлительность, широкий круг интересов), добросовестность (работоспособность, ответственность, организованность, амбициозность, отказ от сиюминутной выгоды),
экстраверсия (настойчивость, энергичность, мотивированность),
приятность в общении (умение прощать, великодушие, доброта, внимание)
нейротизм (беспокойство, напряжённость, чувствительность к критике, угрюмость).
В общем, как видите, каша вышла та ещё :)
Недостаток собственно Кеттела – большая, скажем так, цензурность и оценочность утверждений: не личностная, а социальная. Многие утверждения сформулированы так, что несут в себе уже оценочный фактор: "хорошее" это утверждение или "плохое". К тому же Кеттел как один из факторов берётся тестировать интеллект.
И ближе всего к Леонгарду-Кречмеру прошёл тот самый тест MMPI. Правда, изначально в нем было 11 шкал (измерялось 11 акцентуаций), а в российской адаптации осталось 10.
Что важно: акцентуации – это краски, и в сочетании они могут дать совершенно уникальные цвета и портреты, в отличие от тех же юнговских архетипов и выведенной из них соционики: "Я так веду себя, потому что я Гексли" (к примеру).
То есть система акцентуаций более пластична и индивидуальна.
В ней пять конституциональных шкал (демонстративность, импульсивность, эпилептоидность, психастения, шизоидность), одна двунаправленная – 0(10), экстраверсия-интроверсия, так как невозможно быть одновременно и тем и другим, сложная шкала маскулинности-фемининности, отражающая по сути социальные гендерные требования, две связанные шкалы 2 и 9 (депрессия и мания) и шкала ипохондрии, которая тоже скорее может быть отнесена к конституциональным.
***
И два конкретных сочетания, которые мы успели разобрать:
Психастеник-экстраверт.
Сочетание реализуется двумя путями: если психастеник адаптированный и если неадаптированный. Но в обоих случаях такой человек наверняка будет зависим от общественного мнения в силу экстравертивных потребностей (большое количество контактов).
В первом случае вся психастения реализуется не в тревожности, а в накапливании и добывании новых знаний. Чем ближе ко второму случаю (ибо тут ситуация не бинарная) – тем больше сбор знаний будет переходить к ощущению, что все вокруг ищут истину – и находят ее, а он нет. Так много вокруг людей, и все эту истину знают, а он нет!..
У такого человека повышен риск наличия синдрома самозванца и оценочной зависимости (или как вариант – оценочной тревожности). И обычно он, чтобы угодить обществу, стремится обучиться стандартным моделям реагирования (чему обычно предлагают обучить на всяких тренингах уверенности, и ситуация напоминает того Иванушку из сказки, которому мама давала советы "на шаг назад").
А чем ближе к адаптированности и снятию лишней тревожности – тем чаще ситуация интерпретируется с позиции собственной логической модели и растёт понимание собственных задач (что делать – смотря что хотите сделать и т.п.)
Истероид-интроверт.
Тоже непростое сочетание. Истероид по определению нуждается в зрителях и в любой обратной связи от них, не обязательно положительной. А если человек интроверт – то в его потенциальных зрителях будут максимум два-три человека. Но капитально и каждый день. Если актёр, скажем, на сцене выплёскивает свою артистичность на тысячу зрителей (причём каждый день на практически новую), то истероид-интроверт всю свою эмоциональную лабильность выдаёт тем самым своим двум-трём близким. И конечно, ждёт от них выраженной обратной связи: любой, пусть даже негативной.
Подобные ситуации часто бывают в семьях, и ни один медиатор не может их разобрать, потому что проблемы там на уровне внутриличностных конфликтов. И чаще всего при таких семейных драмах к психотерапевту обращается не сам "артист" (ему как раз все хорошо, пока есть те самые зрители), а вторая половина – с заказом "помогите исправить первую".
Продолжение следует через неделю :)
- Как присоединиться к нашим конференциям
- Этот отчет можно обсудить в Мастер-классе - здесь (ссылка для участников, требуется авторизация)