Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Комментарии НН

к интервью "От депрессии к агрессии"

Общие пометки:
Многие обратили внимание, что в тексте интервью постоянно идут апелляции к бинарности и иерархии, встречается слово "правильно" (по отношению к эмоциям, переживаниям и путям решения проблем), а также употребляется слово "подсознание". Неизвестно, по чьей это инициативе: интервьюируемого или журналиста, который записывал. Но в любом случае пока будем воспринимать это как необходимость для того, чтобы авторы были поняты массовым читателем.
Немассовому же читателю в данных местах рекомендуется сохранять здравый скепсис.


И несколько ремарок по самому тексту.

1. "Мы обозначим эту проблему пунктиром": авторы – психиатр и журналист – изначально не претендуют на всеобъемлющий обзор и не планируют вроде бы о сложной теме говорить методически последовательно. Не стремятся создать учебник и даже не рассчитывают вскрывать сущность поднятых вопросов достаточно глубоко.

2. "Знаменитый шведский режиссёр Ингмар Бергман сокрушался и иронизировал по поводу того, как врачи пытаются «пилюлями» изменить его настроение, а значит, изменить его самосознание, взгляд на мир" – Ю.Б. закономерно солидаризируется с Бергманом в вопросе реальной слабости химиотерапии.

3. "В разных сферах науки существуют точки пересечения и общие положения. Ещё Владимир Иванович Вернадский говорил о коренных методологических вопросах, основных, общих явлениях в науках. С ними приходится сталкиваться любому специалисту, в какой бы области он ни работал. Альберт Эйнштейн мечтал создать теорию для «всех происходящих в природе событий», которая бы описывала вечно изменяющуюся картину мира. Он высказывал убеждение, что «ход мыслей, развитый в одной ветви науки, часто может быть применён к описанию явлений, с виду совершенно отличных»" – Ю.Б. согласен (как и я), что другие науки могут расширить и знания о человеческой психике в том числе. Он понимает всю сложность мира, хоть и иронизирует по поводу мечты Эйнштейна создать единую теорию мира.
Кстати, в комментариях к изначальной публикации интервью вроде как были высказаны претензии к автору, что он-де опирается на авторитет Эйнштейна. Тут должен сказать. что с одной стороны. Эйнштейн и правда в какой-то мере авторитет (хотя бы частично), а во-вторых – как раз апелляции к авторитету я с позиции своего ИМХО здесь и не вижу.

4. "Разумеется, нет прямых аналогий между «событиями», которые становятся предметом изучения в этих трёх дисциплинах. Можно, наверное, говорить только о степени соответствия общих закономерностей в изучаемых процессах" – это вновь о сложности и неоднозначности применения точных наук к явлениям, происходящим в психике человека.

5. "Сегодня подробно описаны результаты тонких биохимических исследований мозга, измерения концентрации нейромедиаторов — «переносчиков сигналов», «посланников», участвующих в процессах возбуждения и торможения в центральной нервной системе. Но выводы об их роли делаются противоположные" – ещё подтверждение неоднозначности применения физических закономерностей к человеческой психике на основе массовых клинических наблюдений.

6. "Мы обречены постоянно уточнять роль медиаторов в процессе развития депрессии до тех пор, пока не появится новая парадигма, в которой роль химических «переносчиков» окажется не главной" – прямое указание на не доминирующую роль нейромедиаторов в реальном поведении человека.

7. "Реактивная депрессия провоцируется конфликтами в семье, проблемами на работе. Расстраивается сон, человек фиксируется на возникших трудностях " – тут не расшифрован, к сожалению, понятный любому психиатру термин "реактивная депрессия". То есть вызванная факторами среды, тяжелыми психотравмами и стрессами, в отличие от эндогенной, вызванной самим психическим заболеванием.

8. " Но рядовой стресс может перерасти в качественно иное, более тяжёлое состояние" – однако подтверждается, что в реальной жизни граница между реактивной и эндогенной депрессией может быть нечёткая.

9. "…трансформация обычного переживания в чёткие депрессивные симптомы похожа на превращение «поля» в «вещество»." – не назвал бы удачной аналогией, но вполне допускаю как бы в иносказательном применении.

10. " Когда он собирался домой, сослуживцы не заметили у него изменений настроения. Впоследствии выяснилось, что накануне он пережил объективно незначительную психическую травму. И тем не менее ничтожная проблема привела к суициду" – кто определяет значительность или незначительность травмы для конкретного человека? Мне известен случай, когда один старшеклассник ударил другого кулаком в лоб, и другой скончался на месте. К сожалению, посмертное вскрытие в случае суицида не сможет показать значительность тех или иных моментов, воздействовавших на конкретную личность и приведших к фатальному результату.

11. " о «широких границах средней нормы с её плавным переходом к психопатическим вариантам»" – в настоящее время об этом говорит большинство работающих в данной области специалистов.

12. " К сожалению, мы не можем дать точный прогноз течения депрессии. Её глубина не зависит от простого накопления предпосылок (стрессоров, особенностей личности, наследственности и т. д.). Это обстоятельство отражается и на лечении: простое наращивание доз антидепрессанта не увеличивает их эффективность" – поэтому любая фармакотерапия должна сопровождаться постоянным наблюдением, чтобы всегда была возможность скорректировать ход этой терапии.

13. " Учителя, родители применяют к ребёнку «логические» подходы: обучают правилам «хорошего тона», соблюдению иерархии «старшие — младшие», апеллируют к нравственным законам и т. д." – надеюсь, что именно особая ирония авторов проявляется в обилии кавычек, особенно в данном случае. Потому что взятие в кавычки слова "логические" в этом абзаце подчёркивает, что всё далее названное не имеет никакого отношения к логике.

14. "Так называемое отклоняющееся поведение" – по вышеназванной причине здесь также важен оборот "так называемое".

15. "Общая черта таких расстройств — неуправляемость детей" – здесь мы имеем либо признак наличия иерархичности мышления у интервьюируемого специалиста, либо у записывающего журналиста. Или, как еже вероятный вариант, пропущено пояснение, что неуправляемостью называют это свойство те матери, которые хотели бы управлять. Но далее верно подмечено: конфликт не столько "отцов и детей", сколько "матерей и детей".

16. "Вот тогда родители и оказываются перед дилеммой: признать факт психической болезни и обратиться к психиатру или надеяться, что «всё пройдёт», что никакой болезни нет и надо только «подождать»." – снова бинарность авторов? То есть либо здоров и всё само рассосётся, либо болен и надо пичкать таблетками. Но не озвучивается (хотя далее об этом говорится) то, что есть и психотерапия для здоровых, в том числе и как помощь подросткам.

17. "Переходный возраст можно рассматривать как «движение» или «поезд», а зрелый возраст — как статичное образование, «станция». " – здесь, ИМХО, отлично подмечена динамичность, изменчивость психики подростков. Но, к счастью, такая изменчивость и адаптационный потенциал, встречаются и у взрослых, которые не держатся за определённые "рельсы". И чёткой границы здесь нет.

18. "Поступки становятся непонятными, пугающими, безнравственными" – В деструктивной среде есть своя нравственность, отступления от которой караются подчас более жёстко.

19. "совершения суицидальных попыток здоровыми, недепрессивными людьми, попавшими в безвыходную ситуацию" – я бы добавил "в безвыходную, по их ощущению, ситуацию". В целом весь этот абзац. особенно последние строки – " если первая конструкция верна, то назначение антидепрессантов должно было бы снизить частоту суицидов. Однако в действительности наблюдается иная картина. Исследования показывают отсутствие достоверных различий в частоте суицидальных попыток у больных, принимавших антидепрессанты, и больных, получавших плацебо (то есть индифферентное химическое соединение)" – говорят о неэффективности антисуицидальной фармакотерапии.

20. "Далеко не всегда видимая депрессия грозит суицидом. Напротив, суициды часто совершают люди активные, общительные. Да, у них могут быть стрессы, житейские проблемы, но обычные, «как у всех». Конечно, сказанное не следует понимать как призыв к отказу от лечения в больнице и назначения депрессивным больным психотропных препаратов. Речь идёт о вероятностном подходе к прогнозу течения болезни" - кроме антидепрессантов, нужна ещё и грамотная психотерапия, в том числе и в стационарах: для этого в своё время много сделала группа учёных под руководством А.Г.Амбрумовой.
И опять же, что значит "стресс как у всех" и кто это измеряет?..

21. " На самом же деле существует «фундаментальная неопределённость» исторических и биологических процессов" – вообще вся эволюция совершалась под воздействием стохастической изменчивости. Выживали те, чьи изменения давали преимущества.

22. "Один из них демонстрирует свою ненависть к близким, грозится убить родителей, проявляет садизм, беспомощных стариков привязывает к стулу. У другого подростка агрессия проявляется слабее — только в словесных оскорблениях. Интересно, что у первого агрессивность со временем сглаживается, а у второго происходит усиление ненависти, которая приобретает бредовой характер." – здесь, к сожалению, приводятся только два из наверняка известных Ю.Б.тысяч вариантов развития ситуации.

23. "Это состояние включает в себя, в крайних своих вариантах, «чувство утраты чувств», болезненное бесчувствие" – тут нужно сказать, что психиатрическое понимание деперсонализации глубже и сложнее, и видимо, в рамках интервью (даже там, где я не процитировал, далее по тексту) говорить получается только о части симптоматики. И самое сложное в том. что вся психиатрия по сути опирается на минус-симптоматику, а крайне сложно бывает увидеть то, чего нет.

24. " Человек, длительное время пребывающий в депрессивном состоянии, особенно лёгкой и средней степени, склонен к пьянству, употреблению наркотиков" – часто вообще бывает наоборот: длительное пьянство и употребление наркотиков приводит к некоторым деструктивным изменениям в психике, каковые изменения в свою очередь приводят к депрессии.

25. "Он говорит матери: «Почему я такой несчастный?», «Зачем ты меня родила?» " – здесь важно отметить, что при подобных вопросах чаще всего именно мать оказывается в бессознательном подростка источником всех его проблем. Но так как в нашем социуме такой подход к анализу ситуации, скажем так, не очень приветствуется, то зачастую практикуется из области "человек-среды" вывод проблем "вовнутрь", то есть апелляция к тому что "это подросток у вас психически заболел".

26. "Этот взрыв агрессии говорит о трансформации психической патологии в качественно новое состояние." – так и хочется добавить: но не только. По крайней мере есть факт: с человеком что-то происходит, он испытывает определенный дискомфорт, проще говоря – ему откровенно хреново. И о чем тут говорит взрыв агрессии – можно целый список написать.

27. "У любой системы есть, условно говоря, две траектории: детерминистическая (определённая) и нестабильная, флуктуирующая. " – я бы вместо "флуктуирующая" (колеблющаяся) сказал бы "стохастическая" (случайная). Иными словами, в этом случае мы имеем не две траектории (и точку бифуркации), а целый клубок траекторий; не две дороги, а дорогу – и большое широкое поле, по которому можно пойти в любом направлении.

28. "Алгоритм болезни не просматривается, но он уже «написан». Он существует в потенции и ждёт «малейших флуктуаций среды» для своего воплощения в «точке бифуркации»." – да, болезнь обычно развиваается по своим внутренним законам. Но нередко попытки искать в подобных случаях именно болезнь становятся подобными попыткам искать в тёмной комнате чёрную кошку, потому что ищущие уверены: эта кошка там непременно должна быть.

29. " как бы ни стремились учёные совершенствовать «химический» подход, психотропные препараты помогают только в 50% случаев. Не говоря уже о побочных явлениях лекарственной терапии, порой нивелирующих её положительные эффекты. Поэтому так важна и психотерапия." – этот абзац позволяет предположить, что мировоззрение Ю.Б. в этой области намного шире, чем могут предположить рамки интервью. Складывается ощущение, что над всем текстом просто довлеет некий социальный заказ "расскажите читателям, что все агрессирующие подростки просто психически больны ".

30. "Например, он говорит пациенту: «Я не знаю, каким образом и когда изменится ваше поведение». В этой фразе есть утверждение («изменится»), которое окрашено недирективностью («я не знаю»). Это разоружает пациента, приготовившегося противостоять «насилию» терапевта." – с одной стороны, вроде бы прекрасная формулировка. А с другой – фактически здесь написано, что терапевт все равно не сдаёт своих директивных позиций, по сути обманывая клиента. Потому что всё равно знает и говорит по сути, что клиент никуда не денется и изменится.

31. " Я предлагаю девушке самой выбрать, где ей удобнее было бы сидеть на сеансе. Она села сбоку, у стены. Сказала, что в школе всегда садилась у стены. У неё было мало школьных друзей…" – далее идёт классическое описание сеанса психоанализа по Фрейду :)

32. " мне кажется очень важным не диктовать, а приводить их самих к правильным решениям. И не упустить время, когда активизация собственных душевных сил ещё способна помочь в излечении недуга. " – здесь снова хочется отметить вероятную проблему формулировки: начиная с "правильных решений" и заканчивая непременным "недугом". Но об этом я уже говорил выше.

33. " Непризнание родственниками болезненной природы неадекватного поведения, боязнь обратиться к психиатрам называлась в своё время в США синдромом 50-х: «стыдно, если в семье психически больной». У нас этот синдром по многим причинам существует и сегодня. Отсрочка вмешательства психиатра там, где оно необходимо, может привести к усилению невроза, депрессии и к серьёзным кризисам, а в каких-то случаях к катастрофе в жизни вашего ребёнка" – увы, этот абзац несколько устарел: сейчас иные родители с большей готовностью примут именно психиатрический диагноз для своего подростка и начнут его лечить – то есть насильно корректировать. Не давая ему возможности узнать (а также не спеша узнать самим), что есть такое явление, как психотерапия здоровых, и оно занимает достаточно большую нишу между здоровьем по определению ВОЗ, то есть полным стопроцентным благополучием, и психиатрической патологией.
Tags: век живи - век учись, пишем сами, профессиональная кухня
Subscribe

Posts from This Journal “пишем сами” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments

Posts from This Journal “пишем сами” Tag