Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Categories:

Схемы-картинки про иерархию субличностей

Мы с НН в последнее время довольно часто обсуждаем проблемы так называемой иерархии субличностей: почему в изначальной теории Берна Родитель в самом верху, как у нас он оказался в середине и что происходит при контаминации собственного Родителя и в процессе терапии. В итоге я собственноручно нарисовала четыре схемки, которые и предлагаются вашему вниманию.

1. Теория Бёрна. Родитель сверху. В общем, это не противоречит "соседней" теории Фрейда про Супер-Эго, но есть мысль, что и Фрейд, и Берн описывали как раз не "штатного" Родителя личности, а именно контаминанта. Время было такое, увы.  Собственно, у Берна предположительно у самого могли быть проблемы с заражением внутреннего Родителя, учитывая реалии его жизни и, увы, ухода из нее. Поэтому разницу между двумя Родителями могло быть и не видно (опять по принципу "я сам сижу в пробирке, где идет реакция").


субличности1


2. Гипотеза Н.Н. (без учета контаминации): Взрослый - сознание, логика, прогностическое и аналитическое мышление - во главе, Родитель - обеспечение соблюдения правил, формальная социализация, рутина - в серединке (кстати, не исключено, что именно такого Родителя Фрейд назвал предсознанием).

субличности2


3. Дальнейшее развитие гипотезы - процесс контаминации: внешний Родитель-контаминант (заражающий) стремится пробиться к вашему внутреннему Ро и воссоединиться с ним. Но для этого ему необходимо выдавить из структуры личности Взрослого, или хотя бы парализовать его деятельность в каких-то областях.
И потом уже, объединившись вместе, внешний Родитель и ваш зараженный внутренний в отсутствие Взрослого начинают прессовать вашего внутреннего Ребенка (эмоции, чувства, бессознательное). Логика в местах, где Взрослый подавлен, отсутствует (или за нее принимаются зараженные установки Родителя), собственный Родитель заражен, и Ребенка защитить некому.

субличности3

4. Коррекция в процессе терапии: к Взрослому клиента, ослабленному или практически отключенному, присоединяется Взрослый психотерапевта. Он, собственно, может поддержать и Родителя (особенно в процессе отделения - где Родитель свой, а где контаминирующий, потому что последнего желательно вывести из личности, а вот первого оставить). Но обратите внимание - НН особо подчеркнул, что между Взрослыми клиента и терапевта на схеме расстояния практически нет (на уровне логики идет плотное сотрудничество), а между Взрослым психотерапевта и Родителем клиента обязательно должно быть пространство, подчеркивающее "индифференс" и безоценочность процесса терапии. Напрямую на Родителя может влиять только Взрослый самого клиента.


субличности4


Кстати, не идет речь о том, чтобы контаминанта полностью извлечь: если сопротивляется - пусть остается, только его мнение потеряет всякую значимость. Как рассказывал кто-то чуть ли не у меня в комментах (или где-то еще в сети, не помню), человек своей маме по телефону говорил примерно так: "Ну вот, страна советов, я твои советы выслушал, а теперь я буду поступать по своему".
Собственно, это и есть управление своей жизнью в адекватном раскладе.

Да, с подключением Взрослого психотерапевта ко Взрослому клиента при контаминирующем Родителе (он ведь частично и Взрослого может заражать, кстати), есть свои сложности, но это уже другая история и отдельный рассказ. Планируется.


Tags: Взрослый-Ребенок-Родитель, пишем сами, профессиональная кухня
Subscribe

Posts from This Journal “профессиональная кухня” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 21 comments