Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Category:

А в пятницу давайте вбросим :)

Разве что я добавила бы, что это не столько "советский человек" (даже при Советах все люди были разные), а человек, который добровольно и изначально отказался от возможности и способности думать самостоятельно. То, что мы с НН называем  первой группой мотиваций и в частности - подгруппой 1-2: борцами с окружающей средой.


Оригинал взят у veraprok в Как я понимаю термин "совок", он же - "советский человек".

Тут я как-то обещала кому-то из френдов написать, как я понимаю термин "совок", он же - "советский человек".
Мы, все вышедшие из СССР - вроде разные, но в чем-то похожие...
В чем же?
Сознание советского человека - это набор мифов. Они определяли его поведение, и у многих - определяют до сих пор, хотя СССР уже и нет вовсе.

Миф первый. Унижая другого человека, ты при этом возвышаешься сам, ибо , хамя и вопя, ты изображаешь фигуру начальника.
Первое, с чем сталкивался в СССР еще совсем маленький ребенок - тотальное озлобленное хамство. Хамили все и всем без разбору. Унижали все и всех с остервенелой злобой.
Не было ни ограничений, ни хоть каких-то рамок: хамили и дряхлому старичку, которого вполне мог разбить от хамства инсульт; хамили ясноглазому ребеночку, у которого с перепугу вполне могло возникнуть заикание. Хамили маме в присутствии ребенка, не задумываясь, какое это страдание для малыша - видеть, как оскорбляют его маму. Оскорбляли ребенка в присутствии матери.
Выходя из дому, вы должны были быть готовы, что вас обхамят в каждой точке по пути на работу, на самой работе и с работы. Вам нахамит кондуктор в автобусе, бабка-пассажирка, вахтер, гардеробщица, поломойка, вас облает коллега, на вас нагавкает тетка в очереди за молоком, и к моменту, когда вы наконец доберетесь до дому, вам уже НЕЧЕМ БУДЕТ ДЫШАТЬ.

Термин "синдром вахтера" тогда был неизвестен, но страдал им едва ли не каждый первый. Если синдром - это болезнь, то в СССР "синдром вахтера" имел характер тяжелой эпидемии.
Впечатление, что в стране, занимавшей одну шестую суши, не было и квадратного миллиметра пространства, где не висела бы в воздухе тотальная хамская злоба. Это и породило известный анекдот:
"Алло, это прачечная?
- Х...чечная! Это Министерство культуры!"


Второй миф проистекал из первого. Дескать, мы люди простые, поэтому деликатность нам не нужна от слова совсем. Более того, деликатность - это "буржуазный пережиток", и тот, кто ведет себя деликатно - "не наш человек", поэтому его надо гнобить - причем с особой злобой и цинизмом.
Как ни парадоксально, но иногда советский человек пытался изобразить культуру - "советскую культуру", разумеется... Нацепивши костюм с галстуком, он являлся в гости, и первым делом сообщал хозяйке:
- Ой, как ты постареееееела! Как ты плохо выглядишь!
Затем интересовался, когда наконец хозяйская дочь выйдет замуж, а то, видать, не берут? А у сына когда будут дети, видать, жена бесплодная, или он сам, хи-хи, ничего не может?
Такого понятия, как границы личности, для советского человека не существовало от слова совсем. Не то, чтобы он сознательно нарушал эти границы, понимая, что это нехорошо - но ему наплевать. Нет, в ста случаях из ста он просто искренне не понимал, что такие границы могут вообще существовать, поэтому он ничего и не нарушает, ачётакого?

Миф третий: "Нагадив, нужно извиниться, и все будет прощено". От слова совсем не было у советского человека понимания того, что своим поведением он может оскорбить чьи-то чувства так, что - ВСЕ. Мосты сожжены, точка невозврата пройдена. Что оскорбленный им до глубины души человек вычеркнет его из своей жизни, как окончательно пропащего, недостойного, короче - как мразь. Нет, "совок" с наивностью детсадовца, пролившего кисель на скатерть, полагал, что можно сделать любую чудовищную гадость, а потом чирикнуть "извини" - и конечно, его извинят! Как - не хотят извинить?! Ах ты гад, барина из себя корчит тут! Я ж перед тобой извинился! Чего ж тебе еще-то надобно?! В итоге, оскорбив человека, совок на него же еще и обижался: простить не хочет, гад, цацу из себя корчит!

И при этом советский человек очень любит считать себя "высокодуховным". В чем же состоит его "духовность"? Принимая в расчет все вышеперечисленное?
Дело в том, что точного значения этого термина наш совок не понимал по малограмотности, поэтому идет от противоположного, так сказать. Он слышал, что есть духовное, а есть материальное. И он почему-то уверен в том, что...

Миф четвертый. ... он уверен в том, что духовность - это не когда есть за душой духовные ценности, а когда в наличии полное отсутствие материальных. Именно такой сверхтипичный совок изобрел слово (фуууууууууу! прошу прощения, мне самой противно!) - слово "потреб@дство". То есть, это, понимаете ли, он, "высокодуховный" человек... осуждает потребителей, которые, конечно, не могут быть духовными по определению - ведь у них есть что-то материальное! Он такой "духовный", что от великой "духовности" его ажно на мат распирает!
Короче, тот же анекдот про министерство культуры.

Простая мысль, что отсутствие материального не гарантирует наличия духовного, и. наоборот, наличие этого самого материального не есть гарантия отсутствия духовного - этот трюизм вы не докажете советскому человеку НИКОГДА. Его , как говорится, навсегда ушибли по голове бинарным мышлением.

Впрочем, логика его весьма интересна. Например, с точки зрения совка, "учителя - лучшие люди общества" (это которые школьные), а вот университетский профессор (который по сути тот же учитель, только более высокой квалификации) - это классово чуждый элемент, потому как ЕнтЕлЕгент. Ну, и так далее.

Далее, коллективизм, это хорошо. Потому как коллективизм - это взаимовыручка, (которой на практике никто не видел), но затравить всем коллективом слабого, беззащитного и как раз отчаянно нуждающегося в этой самой "взаимовыручке" человека - это правильно, так как "Это жизнь, выживают сильнейшие, гыгыгы!"

Далее, нравственный поступок - это когда ты поступаешь "как все". Все пошли грабить ларек - и ты пошел, ибо отказаться было бы безнравственно. Оторвался от коллектива, понимашь! Других критериев "правильного и нравственного" поступка, чем "как все", у советского человека не существовало. Впрочем, и сейчас не существует.

Совок - это, прежде всего, каша в голове. Это полное отсутствие понимания приличий, деликатности, уважения к чувствам других и вообще, понимания, зачем все это нужно. Сейчас совок трансформировался: ему велели любить одновременно религию и сталина, и он усиленно их любит, не понимая, в чем тут противоречие.
Короче, он безнадёжен.
Tags: живя и наблюдая жизнь, из френдленты, на обсудить, такие разные люди
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 133 comments