Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Categories:

НН - о психзащитах и формировании характера

Снова с разрешения НН выношу (с необходимым конфиденциальными правками) кусочек из того, что он рассказывал в Мастер-классе, "на люди".

- Психологические защиты довольно часто используются в ситуациях, когда некая новая информация подтачивает уже сложившуюся удобную картину мира.
Так часто бывает у детей (и вообще у людей), когда снаружи семьи они встречают нечто, расходящееся с тем, что принципиально говорили мама и папа.

Но как получается, что в подобных консервативных социумах растут многие, но не все становятся их заложниками?

Тут большую роль еще играют личностные акцентуации, которые имеют какой-то частью наследственную природу. Например, психастения чревата или полезна тем, что заставляет сомневаться во всем услышанном.
Скажут ребенку родители: Волга впадает в Каспийское море.
Не-психастеник скажет: ОК!
Психастеник скажет: покажи на карте.
А если как в старом анекдоте, такому ребенку говорят "Сегодня ангел принес тебе братика, хочешь посмотреть на братика?" - ребенок отвечает "Нет, я хочу посмотреть на ангела".

Психастенику всегда мало информации, он все проверяет, а если на служебном уровне есть еще и эпилептоидность - стремится систематизировать. Если есть шизоидность - стремится все варианты рассмотреть, стандартные и нестандартные. Если есть девятка - делает это активно. Почему я часто говорю, что схематический график эффективной, успешной личности (при всей относительности слова "успех") - это купол 6-7-8-9 и небольшая троечка :)

А теперь к этом сферическому раскладу в вакууме добавим иерархический социум. Который иногда может на ребенка и цыкнуть: ты чтооо, родителям не доверяешь? Мы тебе сказали - и точка! Волга впадает в Каспийское море, женщины любят только богатых и высокоранговых мужчин, родители в жизни ребенка - главные, а гейропа хочет нас захватить.

Дальнейшее вариативно:
если у ребенка шизоидность выражена - он часто от мучивших его вопросов "почему" уходит в свой собственный внутренний мир. Начинает, допустим, много читать, фантазировать, строить свою реальность и в ней прятаться от реальной жизни.

Если шизоидности недостаточно и плюс не хватает дополнительной информации извне - становится невротиком, фобиком, иногда спивается. Просто чтобы отключить генератор сомневаемости, которая превращает его жажду новой информации в постоянную тревожность. А тревожность, соответственно, запускает модус страха "Что делать, чтобы не били больно".

В этом смысле благое дело - наличие источников информации со стороны, помимо того, что говорят родители. Чем больше будет таких источников разного плана - тем вероятнее у такого ребенка сложится ощущение "Это не я плохой, а мои родители ошибаются". Хотя для того, чтобы понять, что "родители ошибаются", ребенку нужно прорвать немалое сопротивление цензуры.

И чем дальше идет прогресс, чем явственнее стираются границы между социумами в масштабах всего человечества, чем проще и шире доступ к разнообразной информации - тем легче живется психастеникам, как вроде бы ни странно. И тем вероятнее, что из прагматика вырастет прагматик, не контаминированный внешней второгруппной цензурой.

Безусловно, мотивация тоже играет свою роль, в частности - в том, к чему больше будет прислушиваться ребенок: к внешней информации или к своим ощущениям и знаниям.

Вообще система акцентуации-мотивации-субличности настолько сцеплена, что мы в предыдущем курсе скайп-конференций ее целиком и изучали.
Tags: интересное в Мастер-классе, профессиональная кухня, рабочее и прочее, такие разные люди
Subscribe

Posts from This Journal “интересное в Мастер-классе” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 42 comments