Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Category:

Продолжаю рассказывать в МК о детском психоанализе: часть 1, день 3

Повышение квалификации
Часть 1 - "Ребёнок зеркала. Аутистический субъект"
Занятие третье.

Краткий конспект третьего дня:

- важно не начинать анализ, пока родители говорят о ребёнке "мы"
-  психоанализ по сути своей, как любой анализ – это масса логических конструкций.
И основной процесс анализа – идти за субъектом. Не вести его за собой, а следовать за ним.
- конверсионные симптомы, которые важно не путать с психосоматикой
- часто симптом становится для субъекта способом поддержать свою субъективацию:  фактически стать неудобным для мамы из-за сепарации
- у ребёнка часто возникает интерес к разного рода семейным преданиям, что в свою очередь часто оказывается полем для манипуляций и неправды
- одно из ключевых влечений ребёнка – это влечение к познанию
- проблемы "необучаемости в школе", часто происходящей из-за невозможности понять и определить своё структурное место в семье и социуме
- торможение как симптом страха часто останавливает развитие и познание ребёнка
- симптом становится способом связывания внутренней тревоги, а торможение -  способом до этой тревоги не дойти
- теория зеркала Лакана – это не о зрении, а о том, что акт зрения не равняется акту вИдения. Например – истерическая слепота, когда физически зрительный аппарат функционирует, но человек не видит
- Я и Ты – это значимые слова в жизни ребёнка, первый акт отделения от Другого
- тяжесть посланий вида "ты – никто", потому что каждое Я – это претензия на личные границы, то есть – на отъем части границ у иерарха
- оценочная тревожность как незавершённость формирования субъекта, когда он не представляет себе существования без оценок Другого, когда ещё не готов от него оторваться, потому что считает, что без Другого он не сможет выжить. Сепарация не завершена, а то и не начата.
- Для ребёнка естественна либидинальная нагрузка (интерес) к своему отражению, продолжение формирования представлений о своём Я. Здесь есть два этапа: самоидентификация (кто это там) и отделение себя от Другого (вот моё физическое тело, а вот тело родителя. И они разные, разделённые).
- Стадия зеркала образует границы Я, как внешние, так и внутренние. И психоанализ – это практика по поддержанию субъективации (в анализе всегда есть некая перспектива).
- Зеркало – способ вхождения я в символический порядок, появления представления о себе как о субъекте. Часто во время психозов человек перестаёт узнавать себя в зеркале, ощущая, что там кто-то чужой. Родственны этому ощущения при разного рода дисморфофобиях и прочих искажённых самовосприятиях, когда человек видит в зеркале не то, что там реально отражается, а то, что когда-то создавал значимый Другой.


Продолжение следует через неделю.



  • Прочитать конспект целиком и обсудить его можно в Мастер-классе - здесь (ссылка для участников, требуется авторизация)

Tags: "Аутистический субъект", конспекты по детскому психоанализу, мои университеты, профессиональная кухня
Subscribe

Posts from This Journal “"Аутистический субъект"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments