Итак, перед операцией должно обязательно быть проведено предоперационное обследование. Да и вообще для постановки диагноза и составления плана лечения доктору потребуются минимум два исследования: маммограмма и УЗИ молочных желёз с прилегающими лимфоузлами.
Далее: для окончательной верификации диагноза нужно будет сделать основное подтверждающее исследование: пункцию (подтверждение на клеточном уровне) или так называемую трепан-биопсию (на тканевом уровне). Нам предложили выбрать, по какому пути мы хотим проследовать, поясняя, что при трепан-биопсии больше шансов сохранить железу, но – не сто процентов. А так этот путь дольше и дороже. И мы выбрали пункцию.
Потом стекла ушли в цитологию, на следующий день был ответ: диагноз верифицирован. Теперь уже можно напрямую готовиться к операции.
Чаще всего ее делают по квоте, но квоту нужно ждать. Дней десять. Для комиссии по квоте понадобятся все вот эти документы: в первую очередь – цитология, потом УЗИ и маммограмма, и выписка от онколога. Ну, и паспорт-полис-СНИЛС, как всегда.
Мы хотели было уточнить: может, не ждать квоты, может, лечь платно? Доктор посмотрела на нас и сказала: операция по квоте, а помимо нее у вас найдётся куда девать средства, честное слово.
Воистину.
Для начала, когда диагноз будет верифицирован и можно будет говорить об операции, назначается еще несколько исследований:
- УЗИ печени
- УЗИ малого таза
- рентген грудной клетки
- сцинтиграфия костей скелета
(во всех этих местах ищут возможные метастазы. Или убеждаются, что их нет)
Но и это еще не все. Потом нужно сдать целый список анализов – важно, чтобы они, по крайней мере некоторые, на момент госпитализации были не старше 10 дней! - потом сделать ЭКГ и получить выписку от терапевта, что нет противопоказаний к госпитализации. И ждать.
Мы пока остановились на этапе сцинтиграфии: это такое весёлое исследование в том плане, что там нужно минут 20 лежать без движения. Вообще. И конечно же, сразу начинает чесаться нос. Супруг сказал, что это проблема космического масштаба :)
И если говорить о сложностях и проблемах, которые подстерегают женщину на этом пути, то первое, что могу назвать – все эти исследования стоят денег. Не самых маленьких, скажем так. То есть действительно, потратить средства оченно даже найдётся куда еще до операции. Про "после" мы пока не говорим, и конечно хочется надеяться, что будет это "после". Это тема отдельной беседы – реабилитация, и мне, наверное, придётся посты на эту тему писать одним пальчиком на планшете – разрабатывать руку. Кстати, вы знали, что мастэктомия затрагивает еще и функциональность руки с оперированной стороны? Что в этой руке нарушается лимфоотток, и нужно будет носить специальный рукав какое-то время (который тоже стоит немаленьких денег?) Что женщина после операции будет явно не в состоянии "выйти и начать вкалывать по хозяйству", что ей долгое время нельзя будет поднимать тяжести больше килограмма, делать работу, связанную с длительными наклонами и поднятием рук вверх, что вообще реабилитация займёт время куда большее, чем операция и послеоперационный период? Когда женщины это узнаЮт, они часто так фрустрируются и переживают, что хотят даже отказаться от операции, потому что не могут себе позволить стать "обузой для семьи".
И да, в процессе всех этих исследований крайне важны психологически две вещи: во-первых, то самое желание жить, причём жить в адекватном качестве, без многоступенчатого мазохизма и игры в Загнанную Домохозяйку по Берну, а во-вторых, адекватная поддержка близких. Которая тоже иногда может превращаться в опеку, словно женщина становится недееспособна: и это совсем не лучше другой крайности - откровенной эксплуатации ее как бытовой техники.
Да, уже на этапе предоперационных обследований работать становится труднее. Голова забита графиками врачей, временем исследований, сбором результатов и так далее. А вот сегодня после сцинтиграфии у меня внезапно температура поднялась: небольшая, но все-таки. Вообще некоторая физическая ослабленность присутствует: я сегодня расстроилась, что не смогла догнать автобус. Муж потом сказал: "Ты с ума сошла? Береги ресурсы хотя бы до операции!"
И да, от работы в МК меня временно отстранили: профессиональная этика предписывает отказываться от работы с клиентами как минимум до момента прояснения ситуации с потенциально неблагоприятным диагнозом. Так что сейчас там НН работает один, а я, значит, здесь отрываюсь, пока клавиатура в доступе.