Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

"Психическая травма - психоаналитический подход", часть 2: конспекты 4 и 5

Как говорилось в одном старом анекдоте - "однако, тенденция" :)
Я опять забыла написать о выкладке в МК очередного моего конспекта: и сейчас снова придется выкладывать информацию о двух днях сразу.
Итак, вкратце о том, что говорилось в четвертый и пятый день:

День 4.

Важно различать травму и агрессию
Хроническая обременённость – хроническая агрессия
Причины формирования пограничных личностных расстройств
Младенческий аффект как предшественник агрессии
Психзащиты помогают сдерживать ненависть
Особый случай – взаимоотношения с объектом, причиняющим боль
Влияние травмы родителей на ребёнка
Проблемы детей проблемных родителей
- Проблемы сепарации ребёнок дорог матери как символ жизни
- Проблемы идентичности
- Проблемы с выражением агрессии (ты не имеешь права злиться, твоя жизнь хороша, ты не пережил то, что я)
Особенности советского сценария: дети должны были выполнять роль родителей для своих родителей
Сложность в прохождении эдипального периода из-за кастрации и одновременно сакрализации мужчин
Сходный спектр проблем помимо детей войны должны давать дети родителей-травматиков.

  • Прочитать конспект целиком и обсудить его можно в Мастер-классе - здесь (ссылка для участников, требуется авторизация)

  • Как присоединиться к Мастер-классу, если вы хотите: здесь



День 5.

Андре Грин "Комплекс мёртвой матери"
Личность выстраивает себя из откликов значимой родительской фигуры
Базовые ощущения складываются из маминых реакций (по принципу "есть отклик – нет отклика")
То, что в родительских реакциях не отражено - того для человека поначалу обычно нет (так называемая нарциссическая пустота).
Ощущение внутренней пустоты приводит к депрессии и поискам идеального объекта
Эффект мёртвой матери обычно возникает в случае, когда у матери некая трагедия, депрессия, уход в себя: младенец воспринимает это как свою вину.
У ребёнка начинается ажитация, бессонница, ночные страхи и т.п.: всеми средствами добиться отклика матери.
Если нет ответа: дезинвестиция материнского объекта и бессознательное идентифицирование его с мёртвой матерью.
Потеря смысла жизни: "Мне запрещено быть". То есть – нет того, кто бы показал "Ты есть".
Понятие "глобальное обесточивание" – нет стимула к деятельности.
Человек толком не может ни любить, ни ненавидеть, ни думать, ни чувствовать. Пустота.
Часто она заполняется любовными отношениями, но как только объект любви выходит из материнской роли, от него идёт отстройка (объект признается негодным).
Соблазнение объектов любви часто идёт с помощью творчества и интеллекта (посмотри, какой я умный и интересный, похвали меня за это).
Но с другой стороны при эффекте мёртвой матери изнутри бывает страх того, что мать оживёт.
Да, сейчас она мёртвая, но тут, рядом (можно так считать, по крайней мере).
А если она оживёт – то может уйти и бросить.
И начинаются бесконечные эмоциональные качели.
Максимальное отчаяние человек испытывает, увидев свою проблему извне: "Боже, какой ужас".
Но когда это видится извне – это уже не в личности, с этим можно работать, и у работы есть перспектива. А когда в этом сидишь – то кажется, оно и ничего, и не видно всей деструктивности происходящего.


  • Прочитать конспект целиком и обсудить его можно в Мастер-классе - здесь (ссылка для участников, требуется авторизация)

  • Как присоединиться к Мастер-классу, если вы хотите: здесь

Tags: "Психотравма - психоаналитический подход
Subscribe

Posts from This Journal “"Психотравма - психоаналитический подход” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments