Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О первой конференции нового курса "Странный Я": вводное занятие 13.05

Стартовал наш новый скайп-курс "Странный Я".
На вводном занятии мы с НН дали краткий обзор всего курса вообще: почему возникла эта идея вообще, о какой проблематике будем говорить, как возникает эта проблематика и какие есть варианты ее решения.
Краткий план-тезис вчерашнего занятия:

- две проблемы, освещаемые в курсе: "трудно быть и воспринимать себя как Я" и "нестандартная личность в стандартном социуме". Эти проблемы мы разбираем вместе, потому что они сцеплены.
- откуда и как возникает подобная проблематика, и почему она так существенная, что ей приходится отводить целый скайп-курс?
- Эрих Фромм, книга "Бегство от свободы": "Современный человек живёт в обществе, и "нормальное общество" – это общество невротиков. Здоровый человек в нем – ненормален".
- почему получается так, что здоровые люди живут в невротизированном обществе и не знают, как реализовать себя, как вообще быть самими собой и позволить себе оставаться среди невротиков адекватной личностью.
- правила, лозунги, установки и прочие признаки ограниченного рельсового мышления, от которого страшно отойти – признаки невротизации личности и социума.
- личность довольно часто не ощущает в таком социуме право быть и называться "я". "Я – последняя буква в азбуке". В первую очередь такому прессингу подвергаются внестандартные личности с детства.
- "Будь нормальным человеком, делай все по-человечески": но как это? "А это все нормальные люди должны знать". То есть: если ты этого не знаешь и не делаешь – ты ненормальный, а то и вообще не человек. Отсюда – "всем дали инструкцию по обращению с людьми, кроме меня".
- почему родители открыто не дают ребёнку такую инструкцию, если она у них есть? Здесь проблемы ребёнка как вечного подчинённого: "ты ничего не сможешь без нас".
- следствие – выдрессированная беспомощность и страх свободы, "бегство от свободы", страх назвать себя "Я".
- мы всем желающим будем помогать вернуть себе это право и возможность: оно у каждого было вначале. Важно понять, как его отнимают и каким образом оно возвращается, и зачем оно нужно.
- Проблемы построения личных границ и личной безопасности: личность не может сказать о себе "Я" – не может сказать и "моё" и его защитить. Термин "жадина" – тот, кто не хочет по первому требованию другого человека отдать ему собственные ресурсы (как "лентяй")
- много цензурных штампов воспринимаются как логические: проблема псевдологики. Человек не задумывается, что имнено ему говорят, так как давно отучен задавать вопрос "Почему" (получая с детства ответ "Потому" и наказание за лишние вопросы).
- фильм "Игрушка", мальчик постоянно спрашивал: "Почему нельзя?" У него есть не до конца вытравленный внутренний Взрослый, в отличие от его отца. Отец – хам с подчинёнными. Поведение мальчика "анфан террибль" как вариант протеста: я не хочу быть таким, как папа! А как по-другому – я не знаю! Появление героя Ришара как ориентир "Так тоже можно было".
- страх отцепиться от контаминанта – "но тогда будет руководить мой внутренний Ребёнок и меня понесёт вразнос!" Требования контаминанта невротизируют, но другого пути, как кажется, нет
- точка бифуркации: выбор в пользу либо "надо", либо "хочу". В первом случае человек становится тем самым нормальным невротиком (внутренний Взрослый, если и был в зачатке, отмирает за ненадобностью), во втором – либо антисоциальной (агрессивный протест), либо асоциальной личностью ("уход в себя" при забитом, но не отсутствующем внутреннем Взрослом).
- неоправданность знака равенства между антисоциальностью и асоциальностью. В чем принципиальная разница?
- митинг в защиту Телеграмма: "так хреново, что вышли даже интроверты"
- Признаки "нормального человека в нормальном обществе: иерархичность мышления на уровне бессознательного, агрессивность (он всегда готов к борьбе и не может без нее жить) и эффект Даннинга-Крюгера: признание только высшей авторитарности (восприятие вежливости как слабости). Общество, в котором преобладают такие личности, можно назвать невротизированным (о чем писал Фромм)
- " я не хочу в ваш зоопарк, там хищники без клеток": как выжить личности, находящейся вне данных невротизирующих стандартов, среди большинства всех этих невротиков? Варианты выживания
- Применение разумного эгоизма, для которого тоже необходимо ощущение "Я" (как одно из условий выживания)
- психотерапия внестандартной личности: проблемы – часто психотерапевты являются представителями невротизированного большинства и стараются внестандартного клиента вернуть в лоно знакомых себе стандартов (отзыв из сети об одной психотерапевтессе: "Стандартными методами она с моими проблемами справиться не могла, а нестандартными не умела")
- многообразие нестандартностей как залог выживания в обществе невротического однообразия

Следующая тема - Формирование Я и роль значимого Другого: как это происходит в реальности и в иерархическом представлении. Роль "стадии зеркала" по Ф.Дольто.

Tags: "Странный Я", наши скайп-конференции
Subscribe

Posts from This Journal “"Странный Я"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 9 comments