Наверное, основная «удача» занятия в том, что вот, незаметное движение рук – в данном случае мысли – и всё легло на свои места, кубик Рубика собран, и практически нигде ничего не топорщится. А то, по правде сказать, самой было кое-что неясно в данном вопросе. В свое время я изучала эту тему в рамках детской и подростковой психологии, и преподаватель почему-то давал тему односторонне: «Виктимно ведут себя дети, которые привыкли всегда и во всем безоговорочно слушаться старших». А позднее приходилось слышать вообще про резкое неприятие виктимологии и про «психологистский подход к вопросу»: мол, «неверно утверждать, что жертва виновата в преступлении».
А тут – всё легло. И о вине жертвы даже заговаривать не пришлось: я, грешным делом, ожидала некоторый, как сейчас говорят в сети, «холивар» на данную тему, но – нужды в этом не возникло.
И еще осталось ощущение «плотно отработанного времени»: того, что все время конференции было буквально набито важной информацией, но в то же время мы уложились в «регламент» и задержались всего на каких-то пять минут, и мне не пришлось размахивать руками, как в анекдоте про Лужкова в прямом эфире.
Итоговый вывод, который в результате получился – для того, чтобы вести себя виктимно, нужно две крайности: либо всех слушаться, либо всех воспитывать (иногда это оказывается «двумя концами одной палки»). И вообще – привлекать к себе излишнее, деструктивное внимание. А чтобы не вести себя виктимно – нужно быть незаметным: но не в смысле «одним из многих баранов в стаде, окруженном волками», а несколько в другом. Как ниндзя. Которого может быть вообще не видно, но который при этом движется к своей цели и решает свои задачи, не привлекая к себе лишнего внимания.
А еще проще – опять как в поговорке: про то, что совсем не зря у человека есть два глаза, два уха, две ноздри и только один рот. Чтобы он в два раза больше видел, в два раза больше слышал, в два раза больше чуял и в два раза меньше говорил.