Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Category:

Про фильм "Кристофер Робин", 2018, реж. Марк Форстер

Вчера мы всей семьёй попали на этот фильм. Ну как попали: нас Елена Николавна повела в честь своего дня рождения. Любопытно, что впечатления от фильма у всех сложились похожие. И что важно – о фильме хочется рассказать на публику, в первую очередь – на публику клиентскую и потенциально таковую.

Просто этот фильм – крайне своевременный. Как когда-то "Игры разума". Сейчас проблема в том, что все больше начинает захватывать умы новая волна деструктивной идеологии постоянного соревнования. Да, я вновь скажу о том, что мы с НН все-таки напишем статью об этом явлении, которое между собой пока называем "Синдромом Чёрной Королевы". Не принципом, не эффектом, не гипотезой, как в википедии (там вообще немного о другом), а именно синдромом, то есть – деструктивным, болезненным, невротизирующим фактором. Основа этого синдрома звучит так:

" Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!"

Эта основа хорошо ложится на любую идею непременного, обязательного социального соревнования, которое по сути превращается в гонку на выбывание.

Об этом в том числе говорится и в фильме про Кристофера Робина. Мальчик вырос, в школьном возрасте потерял отца, получил послание "ты глава семьи"… и побежал.

Взрослый Кристофер живёт работой. Точнее, не то чтобы живёт – это работа живёт и питается им, у него нет никаких способов рекреации, он должен жертвовать временем, проведённым с семьёй, и выходными, чтобы только остаться на месте: в частности, на своём рабочем месте. Та самая гонка на выбывание: кого уволят? И ужасный слонотоп из детства превращается в карающую длань, наказывающую всех, кто смеет не включаться в пресловутое соревнование.

Потому что внутренний цензор – особенно заражённый, контаминированный – считает эту постоянную гонку обязательной. И главной в жизни: все остальные впечатления, в том числе воспоминания детства и прочие "хотелки внутреннего Ребёнка" (с) – переходят в область того, от чего нужно отказываться, что нужно отметать, чтобы не оказаться слабым, тем, кто вынужден будет выбыть и проиграть. Как говорится в фильме – "кто выплывет, а кто утонет".

Среди отзывов на фильм встретился такой крик души: мол, если бы показали все это глазами девочки, которой просто нужен папа, тогда еще ничего: но нет же, показывают это серьёзно, что не нужно работать, а нужно развлекаться, да как они могли, а если папу уволят и той же девочке нечего будет есть?..

Надо сказать, что подобные отзывы в какой-то мере предсказуемы: это отзывы тех, кто сам бежит в этом беличьем колесе, чтобы только остаться на месте, кто страшно устал, но из-за этой усталости не видит, скажем, того, что есть работа на креатив – и работа на износ. Что работа на износ приводит только к эмоциональному выгоранию, и еще вопрос, где бы оказался девочкин папа, не появись в его жизни так вовремя плюшевые игрушки из его детства. А ощущение "нет другого выхода" тоже создаётся контаминирующими установками, которые говорят, что "есть только одни правильные рельсы!" – в то время как вокруг широкое поле с массой тропинок, дорожек и даже больших трасс, да и рельсы, если угодно, тоже далеко не одни.
Опять же, заражённая цензура обычно провоцирует к бинарной системе восприятия: либо работать, либо играть. Но пользование внутренним Взрослым как раз обучает распределять нагрузку между работой и рекреацией, а кроме того – девочка в фильме вообще не представляет, зачем папа работает, для чего это нужно и сама точно так же бездумно выполняет школьные задания, даже на отдыхе: то есть папа уже начал передавать дочери свой гоночный сценарий. Тем важнее прозвучавшие наконец слова мамы: "Бегай, играй, отдыхай, придёшь чумазая, я проверю".

Потеря внутреннего ребёнка как жизненного драйва крайне чревата всякими последствиями, и важно, что хотя бы мама это наконец поняла, да и папа тоже.

Опять вспомним то, о чем мы говорили на одной из недавних скайп-конференций: часто под эгидой "ты уже взрослый, перестань заниматься ерундой" этой самой ерундой называются вещи базовые, жизненно важные: сон, еда, отдых. Точнее – ре-креация, восстановление способности к творчеству и вообще к любой работе. Причём в фильме особо подчёркивается: тот, кто говорит "хватит отдыхать и развлекаться, надо работать" – сам как раз обычно отдыхает и развлекается, пока вы работаете.

Фильм вообще очень, очень психоаналитичен. В том числе тем, что не предлагает одного решения для всех – но сообщает, что вполне возможно найти решение для каждого. Своё личное, индивидуальное. Свой собственный путь. Но – не готовый. Его важно будет разыскивать, как в том самом лесу в фильме.

И помощь психотерапевта – та самая ресурсная психотерапия в самом начале, а уж потом консультативно-аналитическая - это помощь в поисках оставшихся резервов и их задействовании в первую очередь. Работа с тем самым внутренним Ребёнком, который является источником основного драйва, но на данный момент потерялся, устал, затаился и так далее. И не в силах уже продуцировать никакого "хочу". Но только внутренний Ребёнок со своим воображением может стать основным помощником по поиску личных и не всегда стандартных выходов.

Кстати, тот факт, что мир достаточно неоднозначен и сложен, в том числе практически гарантирует, что среди этой сложности каждому можно отыскать свою собственную нишу. Главное – понять, кто и зачем гонит вас куда-то бежать толпой, причём непременно стараться обогнать остальных.

И последнее: кто будет смотреть фильм – смотрите до конца. Даже не до титров, а до после-титров: потому что там в конце, после большей части этих самых титров, очень забавный как-бы-эпилог и очень психотерапевтичная песенка. Правда, на английском языке, но язык там такого уровня, что даже мы с НН основную часть поняли на слух :)


  • Этот пост обсуждают в Мастер-классе - здесь (ссылка для участников, требуется авторизация)

  • Как присоединиться к Мастер-классу, если вы хотите: здесь

Tags: интересное в Мастер-классе, кино, рабочее и прочее, хочу об этом поговорить
Subscribe

Posts from This Journal “кино” Tag

  • "Стёртая личность", 2018, реж. Джоэл Эдгертон

    На прошлых выходных мы всей семьей (по инициативе Елены Николавны, кстати) сходили на фильм "Стёртая личность". И только сейчас я…

  • Про "Богемскую рапсодию", рейтинги и детскую литературу

    Преамбула: давно, еще в конце октября, я в зале IMAX посмотрела "Богемскую рапсодию". Сейчас появляется много критических отзывов, что-де…

  • Про фильм "Аритмия"

    Фильм "Аритмия" мы с НН посмотрели почти неделю назад, но вот впечатления для написания, пожалуй, улеглись только сегодня. Первое, что…

  • Про "Щелкунчика"

    31 декабря прошлого уже года мы наконец-то выбрались на балет "Щелкунчик". В частности, Елена Николавна много лет просила нас сводить ее на этот…

  • Про кино и не только

    Мы с Еленой сегодня таки сходили на "Зверополис". Честно - я не хотела идти. Мне по анонсам показалось, что это очередной рисованный…

  • Любопытная мысль

    Пошли в ЖЖ и ФБ-лентах новогодние посты. Завтра про тортики будет, а сегодня про фильмы. Мимоходом. Просто читаю очередную публикацию - про то, какие…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 12 comments