Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

О 19 конференции 21.10: Личные границы и право сказать "нет"

Продолжается наш новый скайп-курс "Странный Я".
Краткий план-тезис 19-го занятия:

Личные границы - это государственные границы личности. Нет государства - нет границ.

Понятие личности в социальном мире.
1. "Личность — понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как субъекта социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала".
2. "Личность – конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием".
Взаимосвязь понятия личность и понятия "Я". Важность стадии зеркала по Дольто.

Если рассматривать явление "личность" как понятие, то анализировать его историю можно только с появлением человеческого социума (с большим натягом можно говорить о "мордности" отдельных особей в животном мире). Однако сейчас почти невозможно найти реальное первобытное общество, не поражённое культурой цивилизации. Люди там не озабочены созданием гармонии с природой и не заражены идеологическими контаминантами (как должно быть).

С развитием социального неравенства стало декларироваться формальное равенство для масс (тема стандартизации). История потери значимости и ценности отдельной личности.

В земледельческом обществе постоянно противопоставлялись индивидуальность и коллективизм. Первое из этих особенностей личности получало крайне негативную оценку, второе восхвалялось до полного нивелирования личностной вариативности (нет личности, нет личных границ).

Всё это касается не только социума в целом, но и мегасемейных отношений, в которых самый низ - это дети. Сюда добавляется коллективизм советского воспитания. Несвобода детей, ставших родителями и создающих несвободу ребенка в современном обществе.

Запрет говорить «нет» делает людей и выросших из них людей беззащитными объектами манипулирования.

Рождение ребенка в качестве подчиненного (так называемый «проект Дурака»): изначальный запрет на личные границы у ребенка. Он – часть личности родителя, для него изначально не предусмотрена сепарация. Личные границы – у иерарха семьи, а все остальные входят в эти границы как неодушевленные предметы, которыми иерарх управляет. Здесь же проблема собственно с формированием Я как отражения личности.

Запрет говорить кому-либо «нет» как отражение невротической установки «Ты должен всегда быть хорошим и нравиться всем, а иначе ты опозоришь меня». Проблема ребенка, которого приучили слушаться ВСЕХ взрослых, тех, кто старше и значимее него. (А при наличии синдрома самозванца и искаженной самооценки значимее становятся буквально все). В реальной жизни любой посторонний взрослый может такого ребенка с улицы увести за собой: угроза безопасности.

Отсутствие права распоряжаться собой (нет личности, нет Я), ощущение себя как продолжение родителя – в результате неумение жить без родителя (оценщика), убеждение в том, что послушание меняется на безопасность и защиту. Фрустрация, когда этого потом не происходит.

Бегство от свободы ( Эрих Фромм). Ощущение свободы и распоряжения собственной жизнью как беззащитности и дискомфорта.
Борьба с инакомыслием, выдрессированная несвобода, безынициативность, приводят эволюцию к регрессу. Кому это выгодно?

Признаки нарушения личных границ и «объекты покушения».
Самые заметные признаки нарушения границ - материальные: человек проверяет ваши вещи, пользуется ими без разрешения, или разрешение спрашивается так, что отказ не допускается. Особенно это касается предметов личной гигиены, дневников, личной почты и т.п. не менее неприятны попытки "залезть в душу", выпытать сложные, проблемные места в общении и своими советами манипулировать человеком.

От всего ли нужно охранять свои личные границы? (граница для туристов, приносящих в казну деньги, с разрешения властей – открыта, а для шпионов и контрабандистов её стараются закрыть на замок).

Советы по созданию и охране личных границ в сети встречаются в огромном количестве. Основные три совета: осознавать границы, сообщать о границах, защищать границы. Нетрудно догадаться, что при отсутствии права иметь границы как таковые эти советы забуксуют в самом первом пункте.

Формирование своего "Я" во взрослом возрасте имеет свои трудности. Создание таких границ в реальной жизни. Далее максимально дистанцироваться от субъекта, посягающего на ваши границы. Навыки создания психологической защиты с применением «маскировки и DDOS глушилок».

Разные варианты для разных людей (близость по формальным и неформальным признакам).

Следующая тема - Хроническая усталость и эмоциональное выгорание как преодоление сопротивления

Tags: "Странный Я", наши скайп-конференции
Subscribe

Posts from This Journal “"Странный Я"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 15 comments
вот поэтому я и вменяю своим детям :
- Вы отдельные личности, а не расширение мнимо-ничтожного Я родителей.
Про мнимо-ничтожное - это жестко, да )))
Конечно, мне бывает обидно от их пренебрежения и безразличия, но с другой стороны - они отдельные люди, личности которые я уважаю. Всегда, когда беседую с другими родителями, задаю вопрос:
- За что вы уважаете ваших детей?
И люди зависают, у них взрыв шаблона и когнитивный диссонанс.
Потрясающе, ага. Им наверняка и в голову не приходило, что детей можно уважать.
В большинстве своем родители считают что дети должны ЗАСЛУЖИТЬ их уважение.
-Нет, ребяты-демократы, только чай (с).

Выстраивание личных границ, самозащита и умение говирить "Нет" необходимо воспитывать у детей еще с детства. Ты - Личность, ты - отдельное Я, где с ошибками, где с персональными победами, но ты есть Ты, ведь Ты же не просил меня тебя рожать, я это сделала потому, что хотела детей.
И у них даже осанка распрямляется, когда слушают мою псевдо-демагогию.
вот все бы родители говорили так. как вы :)
К сожалению, находясь внутри токсично-деструктивных отношений с перверзным нарциссом-отцом, мне остается только одно: показать моим детям альтернативу. Научиться вежливо и твердо говорить "Нет, спасибо". А больше я ничем им помочь не могу.
А больше, наверное, и не нужно. Того, что есть, ИМХО, вполне достаточно.
Ну да, как говорил Самуэль Вакнин, автор книг о нарциссах (ибо сам таким является)
- Вы больше ничего не можете сделать, как показать детям альтернативу.
И я сдалась. Если они родной матери не научатся говорить "Нет", то они не научатся ни с кем.
Другой вопрос, что потом уже начинаются мои личные границы, где я тоже смогу сказать "Нет".)))))

Как-то мне всю неделю "везет", что вспоминаю слова родителей, медиков и учителей, что ребенок не личность и право именоваться личностью он еще дрлжен у взрослых заслужить. При этом врачи и учителя точно изучают психологию и не могут не знать, что к трем годам ребенок уже не просто личность, а со сложившимся характером!

О, вот про "заслужить" - отдельная грустная история, да. Потому что в таком случае часто бывает: заслуживает, заслуживает, а никак! потому что противоположной стороне невыгодно, чтобы он заслужил ((
Гы. Слава Богу, всегда можно спросить у такого ментора: с какого перепугу я должен чего-то заслуживать У ВАС, кто вы собственно такой мне, шеф или судья? Зависание на полчаса у оппонента обеспечено.
вот если можно - то хорошо ))))
"Самые заметные признаки нарушения границ - материальные: человек проверяет ваши вещи, пользуется ими без разрешения, или разрешение спрашивается так, что отказ не допускается. Особенно это касается предметов личной гигиены, дневников, личной почты и т.п. не менее неприятны попытки "залезть в душу", выпытать сложные, проблемные места в общении и своими советами манипулировать человеком."
А вот интересно, обсуждалась ли проблема разницы в этом отношении между взрослыми и детьми?
С одной стороны, те же самые представители общества, которые считают недопустимым нарушение границ взрослых (хотя тоже не всегда), зачастую считают нормальным такое же нарушение личных границ детей.
С другой стороны, есть вопросы безопасности и т.д., когда вроде как нарушение личных границ детей вызвано необходимостью, или же родителям это только так кажется?
Да, действительно, детские границы нарушаются чаще, чем взрослые, и об этом мы говорили - что ребенку не предоставляется вообще права быть личностью, а нет личности - нет и границ.
А относительно безопасности - все опять зависит от конкретики. Бывают неоднозначные ситуации, но в любом случае, прямое взламывание границ без позволения того, кого планируется спасать, часто приводит к еще большей психотравме.