Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Categories:

Неуязвимые - или напуганные?

Продолжаем обсуждать текущую ситуацию с позиции анализа и здравого скепсиса.
Сегодня – о страхе, тревоге и безрассудстве рассказывает психолог, психоаналитик Марина НАРИЦЫНА.

НЕУЯЗВИМЫЕ – ИЛИ НАПУГАННЫЕ?

"Раз-два-три!
Пионеры мы!
Никого мы не боимся -
писаем в штаны!"
(с)

Опять в новостях написали, что в России умер пациент с короновирусом.
Вот зачем, спрашивается?!

Нет, с одной стороны понятно: если в подобных ситуациях сейчас действовать, как в Советском Союзе, когда о любых проблемах от катастроф до маньяков просто умалчивали, создавая впечатление, что "все хорошо" – лучше точно не будет. И так большой вопрос – почему карантин не объявили раньше, а пошли на это только тогда, когда уже стало ясно – иначе никак.

Но с другой стороны, в новостях много нагнетания истерии, пугалок и страшилок. Видео про гробы в Италии, рассказы о том, что "короновирусные больные умирают в одиночку и с ними нельзя даже попрощаться", и так далее, и тому подобное. Тут можно сказать только цитатой про "не читайте до обеда советских газет".

Но зачем это нагнетание истерии? Это педалирование внутреннего страха, беспокойства, тревоги?

Ответов на этот вопрос много, от политических до психологических. И один из них – а иначе некоторые люди не понимают. Иначе, если ими не осознается, что этот жареный петух может клюнуть и их конкретно, они воспринимают карантин как каникулы. Ходят в парки, жарят шашлыки, посещают ТЦ, в том числе вместе с детьми.

Понятное дело, что во многом это проявление психологической защиты "отрицание": "А нам все равно! Мы волшебную косим трын-траву! С нами никогда ничего не случится!"

И даже если это идёт вразрез с элементарным здравым смыслом – оно бывает, и оно заразно. Сюда же – обзывание тех, кто сидит дома, "трусливыми паникёрами", а также высказывания типа "я не собираюсь тухнуть взаперти, я не боюсь этого вашего блядского вируса - смертность от него в России с ее остатками советской медицины не так велика, как пугают". И так далее, и тому подобное.

А психологические защиты, в том числе отрицание, выстраиваются в том числе как антитеза нагнетанию истерии, заполняющей источники информации вместо здравого анализа уровня безопасности и необходимых мер.

И здесь скажу вот что: отрицание часто включается не просто в ответ на возникающие страх и тревогу, а в ответ на установку контаминированной внутренней цензуры: "Испытывать страх и тревогу – стыдно, это признак слабости". Вот в том числе и начинается бравирование "А нам все равно". Своему собственному внутреннему заражённому цензору доказывают, что они не трусы и не слабаки, а хорошие, здоровые, полноценные люди!..

Но тут, дорогие товарищи, я расскажу вам то, что мне рассказали несколько лет назад на повышении квалификации по психотравме. Страх и тревога в экстремальных ситуациях – совершенно естественны. Для того, чтобы пугаться и тревожиться, когда рядом умирают тебе подобные – не надо быть "слабаком и трусом" (тм). Если у вас возникают такие чувства в ситуациях, подобных нынешней – значит, вы адекватный, полноценный, самый обычный человек.
Поэтому первая рекомендация: не нужно себя гнобить за эти чувства. Не нужно обзывать. Нужно понять, что все идёт своим чередом.

Но предпринимать что-то на фоне страха и тревоги – сложно. Поэтому шаг второй: работать с этими чувствами не с помощью деструктивных и чреватых последствиями психзащит, а с помощью "трёх З": знания, здравый скепсис и забота о себе.

Вообще страх и тревога в экстремальных ситуациях связаны большей частью с тем, что человек не может контролировать происходящее и как-то влиять на него. Тут вспомним чрезвычайно распространённую сейчас аэрофобию (другой вопрос, что аэрофобия часто встречается у людей с синдромом гиперответственности и с установкой "я отвечаю за все вокруг": они не могут представить себе, где кончаются границы их личной ответственности за ситуацию и возможностей влияния на неё).
Так вот сегодня важно представлять, на что мы повлиять никак не можем, а на что все-таки можем. Это существенно уменьшает страх и тревогу.

Руки чаще мыть – можем.
Лишний раз не выходить из дома, даже на шашлык и в парк – можем.
Наблюдать за ситуацией и делать прогнозы – можем.
А ещё - каждый заботится о себе. И о тех, за кого отвечает: в частности, о детях. На остальных повлиять будет сложно, в том числе если они заявляют "я вашего вируса не боюсь и пойду гулять".
Значит, они пусть гуляют, а вы делайте себе пометку и держитесь от них подальше.

Сегодня крайне важен так называемый разумный эгоизм:
- умение совершать поступки себе на пользу, учитывая при этом интересы других;
- умение прогнозировать развитие событий, живя не только сегодняшним днём;
- умение оценить ситуацию или проблему глазами другого человека и сделать так, чтобы ему тоже захотелось сделать что-то на пользу вам;
- умение позаботиться вначале о себе, чтобы получить возможность помогать другим, и любить прежде себя, чтобы иметь возможность дать любовь другому.

Но беда в том, что для разумного эгоизма нужен разум. А он сейчас адекватно работает не у всех.


#коронавирус
Tags: #коронавирус, коронавирус
Subscribe

Posts from This Journal “коронавирус” Tag

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments