Марина Нарицына (naritsyna) wrote,
Марина Нарицына
naritsyna

Про конференцию

Вчера была очень интересная конференция. Хочется написать «первая часть конференции»: потому что наверняка еще будут вопросы, для чего мы и отвели под них еще целое следующее занятие. Ложь – тема в принципе неоднозначная, а особенно если подходить к ней не с общепринятых «стандартно-традиционных позиций «хорошо-плохо», а с аналитических и терапевтических.


Собственно говоря, мы начали с того, что лгать умеют и животные, и умение это давнее. Другое дело, что человек использует ложь с позиции сознания и цензуры, в разных количествах, в разных видах и для разных целей. Кстати о животных – был вопрос на тему, что «животные еще лгут, когда прячут страх, притворяясь агрессивными»: супруг сказал, что животные, как и многие люди, в такие моменты обычно как раз бывают честны: потому что действительно становятся агрессивными. От страха. А вот демонстрировать отсутствие страха и силу – это уже будет ложь, причем часто «ложь во спасение». Кстати, как мне думается: если этот прием сработал, причем несколько раз – человек обычно начинает более активно, говоря бытовым языком, «верить в себя» и свои внутренние возможности. Что, оказывается, он вовсе не такой «тюфяк», как его нередко убеждают окружающие.
Правда, здесь еще раз хочется подчеркнуть существенные различия между внутренней силой и внешней агрессивностью :)

А еще, раз уж говорили о лжи, не обошли вниманием вопросы воспитания детей. Многие родители требуют от детей никогда им не врать и наказывают за вранье. Обсудили, насколько это конструктивно, стоит ли учить ребенка не врать (или наоборот, врать), а самое главное – почему многих родителей так напрягает, когда ребенок им врет. Любопытно, что опять ведущую роль, как получается, здесь играет внутренний Родитель самих родителей. Если подходить к подобным ситуациям с позиции Взрослого – то ребенку вполне можно объяснить, что кое-где в жизни бывает нужно «говорить правду, только правду, но не всю правду»; в случае вранья родителям он сам становится уязвимым в плане собственной безопасности. Например, когда кто-нибудь на улице говорит: «Пойдем со мной, я дам тебе конфетку, только маме-папе не говори!» Вообще в любых случаях, когда кто-то науськивает ребенка что-то «маме-папе не говорить» - любой здравомыслящий ребенок, у которого с мамой-папой адекватные отношения, именно об этой просьбе родителям и рассказывает. Другое дело, что родители бывают разные, и те, у кого собственный Взрослый не развит или не работает, тут же начинают на ребенка орать, что сам он такой-сякой, привлекает внимание опасных людей, что он сам наверняка поперся черт-те куда! И даже если ребенок счастливо избежал какой-то травмирующей ситуации – он тоже, как правило, не стремится об этом рассказывать, потому что его тоже отругают: мол, в том, что создалась эта ситуация, он сам и виноват.

И родители, у которых ведущей субличностью является гипертрофированный Родитель, провоцируют вранье ребенка тем, что стремятся сохранять над ним максимальный контроль. Кстати, именно поэтому они велят ребенку ИМ, родителям, не врать. И именно за такое вранье наказывают, ибо по сути это есть попытки ухода из-под контроля.

Безусловно, некоторый контроль маленьким детям бывает нужен, особенно поначалу. Но чем дальше, тем больше его желательно постепенно ослаблять. Увы, не все родители готовы к этому.

А еще надо будет внести в программу курса тему о связи лжи и юмора. Кстати, может быть, если не так много будет вопросов - на ближайшем занятии об этом и поговорим.


Tags: наши скайп-конференции, профессиональная кухня, рабочее и прочее
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 6 comments